Как новая "упрощенка" повлияет на налоговую нагрузку регионального бизнеса

В самом западном регионе РФ с 1 января введен режим автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН). Она является частью масштабной налоговой реформы, которую проводят на территории всей страны. Законопроект, уже одобренный калининградскими депутатами, должен в теории облегчить жизнь малому бизнесу. Однако предприниматели отмечают, что переход на новую систему, напротив, чреват дополнительными расходами. Правда, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.
С 1 января представители МСП могут самостоятельно выбирать объект налогообложения.
С 1 января представители МСП могут самостоятельно выбирать объект налогообложения. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Если максимально упростить сложные законодательные формулировки, то теперь представители МСП смогут самостоятельно выбирать объект налогообложения. Это позволит более оперативно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию в стране и эффективно планировать расходы. Варианты следующие: либо выбрать в качестве объекта налогообложения доходы (ставка составит восемь процентов), либо пойти по пути "доходы минус расходы" (налоговая ставка в 20 процентов, но не меньше трех процентов от доходов).

В теории звучит хорошо, ведь при переходе на АУСН предпринимателям больше не придется платить налог на добавленную стоимость (НДС), а также обязательные пенсионные, медицинские и социальные взносы.

- Это значит, что для малого бизнеса открываются новые возможности для упрощения ведения дел и снижения налоговой нагрузки, что особенно актуально в условиях предстоящих изменений в налоговое законодательство. Ведь для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, пользующихся упрощенной системой налогообложения, снизят максимальный порог для освобождения от НДС, - рассказала бизнес-омбудсмен Калининградской области Олеся Белая.

Впрочем, включиться в новую систему смогут далеко не все желающие. Претендовать на АУСН может лишь малый бизнес, годовой доход которого не превышает 60 миллионов рублей, а в штате работают не более пяти сотрудников. Остаточная стоимость средств должна быть не больше 150 миллионов рублей. Кроме того, условный индивидуальный предприниматель должен иметь счета только в проверенных российских банках и платить зарплату сотрудникам исключительно по безналу.

Плюсы эксперты видят не столько в снижении финансового бремени, сколько в уменьшении административной нагрузки.

- Если вчитаться в законопроект, то можно увидеть, что предпринимателей пытаются оградить от лишней бюрократии. При переходе на новую систему им больше не нужно предоставлять декларацию по УСН, расчет по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам, справки о доходах и суммах налога физического лица. Их также освобождают от ведения книги учета доходов и расходов, - подчеркнул финансовый аналитик Артур Поляков.

В чем же подвох? В том, что новая автоматизированная система не сочетается с другими налоговыми режимами. И здесь каждому предпринимателю придется выбирать: либо он переходит на АУСН, либо продолжает работать по патенту или по привычной "упрощенке". Получить все преференции сразу не получится.

Если в целом говорить о реформе, частью которой является новая система, то бизнес-сообщество региона отнеслось к ней скорее негативно. Больше всего вопросов вызвало расширение списка плательщиков налога на добавленную стоимость. Нижний предел заметно отпустили: теперь НДС должны платить предприниматели с доходом не меньше 20 миллионов рублей в год. Ранее эта цифра составляла 60 миллионов рублей в год. В российском эксклаве под новые правила попали две трети предпринимателей.

- Налоговая нагрузка значительно увеличивается. На практике это привело к тому, что нам придется свернуть практически все инвестиционные проекты из-за нехватки свободных средств. В целом мы будем платить примерно на 30 процентов больше налогов, что весьма существенно, - отметил калининградский предприниматель Павел Поникаровский.

По его словам, между малым бизнесом и более крупными компаниями теперь фактически можно поставить знак равенства из-за дополнительной налоговой нагрузки. Рентабельность многих представителей МСП сегодня не превышает десяти процентов. Откуда им взять дополнительные 30 процентов на уплату налогов по новой реформе, решительно непонятно.

АУСН не сочетается с другими льготными налоговыми режимами

Опасения малого бизнеса разделяют крупные предприятия. По словам вице-президента калининградского автомобилестроительного завода Дмитрия Чемакина, большим компаниям всегда проще адаптироваться к новым условиям, чем представителям МСП. Последним куда сложнее сохранить инвестиционную привлекательность в новых экономических условиях.

- Крупный бизнес работает иначе: у нас нет других вариантов, кроме как завершить свои инвестиционные проекты, параллельно выходя на плановые показатели, увеличивая производительность и снижая все возможные издержки. МСП налоговая реформа испугала по понятным причинам. Вероятнее всего, они придержат свои инвестиции, - заключил Дмитрий Чемакин.

Таким образом, введение АУСН должно частично нивелировать последствия других налоговых изменений. Впрочем, аналитики отмечают, что данное решение вряд ли поможет малому бизнесу выйти в плюс. В лучшем случае система позволит стабилизировать ситуацию на рынке.

Справка "РГ"

Федеральный эксперимент по внедрению автоматизированной упрощенной системы налогообложения распространили на всю страну в октябре прошлого года. Официально он продлится до 2028 года. Раньше всех его запустили в Москве, Республике Татарстан, а также в Московской и Калужской областях. Калининградская область станет 69-м регионом, подключившимся к АУСН.