Порядок исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, в высшей юридической инстанции страны оспорила Любовь Селюкова из Курской области. В 2021 году она обменяла землю кадастровой стоимостью почти в три миллиона рублей на участок стоимостью в 421 тысячу рублей, при этом стороны признали обмен равноценным. Однако налоговые органы не согласились с таким подходом и доначислили Селюковой НДФЛ в размере почти 140 тысяч рублей. Заявительница обжаловала это решение в суде. Победила. Но суд кассационной инстанции отправил дело на новое рассмотрение. В ходе которого возобладала позиция налоговиков. И тогда гражданка обратилась в главный суд страны.
Судьи КС в целом согласились с доводами заявительницы. Механизм налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества сконструирован исходя из того, что продавец получает денежную оплату. В договоре же мены денежные расчеты не осуществляются либо составляют не основную суть договора. А установление в статье 568 ГК РФ в качестве общего правила положения, что обмен может быть признан равноценным, свидетельствует о том, что законодатель допускает ситуации, когда фактическая стоимость обмениваемых объектов не совпадает.
При этом, если стоимостное различие очевидно является значительным, могут возникнуть сомнения в добросовестности или разумности поведения одного или обоих участников обмена. Это учитывает как законодательство, так и правоприменительная практика, которая, кстати, за последние годы менялась.
- Выявленная в настоящем постановлении противоречивость судебной практики и разъяснений финансовых органов по вопросу о налоговых последствиях совершения гражданами в личных целях обмена недвижимого имущества лишает налогоплательщиков возможности разумно предвидеть последствия своих действий, - указал КС РФ.
Законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. А решения судов по делу Любови Селюковой подлежат пересмотру.