Вернуть Кая. Как российские врачи спасли сына американского баскетболиста ЦСКА

Канун Нового года - время загадывать желания. В этот раз у американского легионера баскетбольного ЦСКА Антониуса Кливленда и его супруги Мони оно было одно: лишь бы их шестилетний сын Кай остался жив.

25 декабря ЦСКА провел в Краснодаре матч Кубка Единой лиги против местного "Локомотива-Кубани". После игры Кай вместе с остальными ребятишками как ни в чем не бывало резвился на паркете "Баскет-Холла". Кливленд отправился вместе с командой обратно в Москву для медобследования, а супруга с сыном и дочкой остались в Краснодаре, чтобы отпраздновать с друзьями Новый год. Антониус, или Эй Си, как его называют партнеры по ЦСКА, должен был воссоединиться с семьей 29 числа.

Однако уже вечером 26 декабря сыну баскетболиста стало плохо. Кай задыхался от кашля, ему было трудно дышать. Вызвали скорую. Мальчика определили в инфекционное отделение, но лучше ему не становилось - наоборот. Мать отправили домой, оставаться в комнате ожидания ей не имело смысла, поскольку в отделение родителей все равно не пускали.

Фото: из личного архива Кливленда

"Я узнал о ситуации поздней ночью, и утренним рейсом, в 6:45, вылетел в Краснодар, чтобы быть с семьей, - рассказал "РГ" Антониус Кливленд. - Мы знали, что Кай в тяжелом, но стабильном состоянии. Кая ввели в медикаментозный сон, а на следующее утро, 28 декабря, мы поехали в больницу и узнали, что у него пневмония, грипп, плюс инфекция, и все это на фоне астмы. Сразу четыре болезни атаковали его одновременно".

В медикаментозном сне Кай провел 16 дней, из них 13 - в Краснодаре. Первые шесть дней хороших новостей было мало: никаких изменений, воспаление легких не уходило. Врачи что только не перепробовали, попутно консультируясь с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. На десятый день мальчика перевели на ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенация. - Прим. "РГ"), то есть, по сути, на искусственные легкие. Для этого пришлось переехать в другую больницу, где был нужный аппарат. К счастью, доктор Николай Карахалис, заведующий отделением анестезиологии-реанимации краевой больницы № 1, куда перевезли Кая, хорошо говорил по-английски. Его поддержка на родном для родителей мальчика языке была бесценна. А главное, папа и мама впервые за долгое время смогли увидеть малыша, подключенного к ЭКМО. Состояние маленького пациента удалось стабилизировать. Кая подготовили к транспортировке в Москву. Антониус полетел вместе с сыном спецбортом как сопровождающий, а жена с дочкой - регулярным рейсом.

Представьте себе состояние супругов все это время: быть оторванными от малыша и толком не знать языка, чтобы получать все новости из первых уст. Кливленд потом деликатно назвал языковой барьер и невозможность видеть сына "немного пугающими трудностями".

Но ведь не зря говорят, что сила многократного триумфатора Евролиги, действующего чемпиона Единой лиги ЦСКА не только в высочайшем уровне исполнителей и менталитете победителей. Это еще и семья, в которой к тебе всегда готовы прийти на помощь. Ситуация Кливленда не стала исключением.

Фото: из личного архива Кливленда

"Эй Си сразу сообщил нам о ситуации, и наш медицинский штаб связался с лечащими врачами, чтобы получить всю информацию, - отметил президент ЦСКА Андрей Ватутин. - Первые дни были пугающими, на грани отчаяния. По сути, перед нами стояли две задачи: спасти Кая и дать родителям ощущение спокойствия, ведь им тяжело было общаться с докторами и не было возможности видеть сына".

"Весь процесс оказался очень тяжелым для всех нас, - подтверждает Кливленд. - На протяжении трех недель мы с супругой находились в постоянном состоянии стресса, время шло очень медленно. Но мы хотим от души поблагодарить докторов и всех, кто принимал участие в судьбе Кая. Поскольку мы не говорим по-русски, нам нужна была помощь практически на каждом этапе для того, чтобы все понимать. Мы не могли видеться, и это было особенно непросто, ведь в Америке можно оставаться с ребенком даже в реанимации. Так что мы пережили настоящий кошмар. В эти моменты была очень важна поддержка, которую оказывали семья и друзья, все молились за Кая, узнавали новости. Все в ЦСКА - президент Андрей Ватутин, вице-президент Наталия Фураева - проделали огромную работу в этом процессе. Ощущал огромную поддержку нашего тренера Андреаса Пистиолиса, который сразу сказал, что я могу потратить столько времени, сколько нужно, чтобы оставаться с семьей, и мне пришлось пропустить пару матчей и две недели тренировок. Все очень помогали, поддерживали".

Естественно, отсутствие на паркете Кливленда не осталось незамеченным болельщиками. Фанаты постоянно интересовались самочувствием Кая, шел непрекращающийся поток слов поддержки Антониусу и его семье.

И конечно, решающую роль в спасении Кая сыграли врачи.

"Мы находились далеко от дома, но вся моя семья из-за океана напоминала: "Лучшие доктора в Америке - из России, вам не стоит беспокоиться". И мы правда не беспокоились по поводу профессионализма врачей, у нас не было сомнений, что они прекрасно понимают, что нужно делать", - вспоминает Антониус Кливленд.

"Мы все - и семья, и клуб - восхищены профессионализмом медиков, потрясены неравнодушием и участием в судьбе маленького пациента, оказавшегося в тяжелейшей ситуации, - добавляет президент ЦСКА Андрей Ватутин. - В решении поставленных задач огромную помощь оказала руководитель ФМБА России Вероника Скворцова. Именно Вероника Игоревна взяла под полный контроль процесс лечения Кая Кливленда: к ней стекалась информация, она координировала действия коллег, организовывала консилиумы и телеконференции. Только ее участие помогло организовать транспортировку мальчика в Москву".

В числе тех, кто принимал непосредственное участие в судьбе ребенка, - заместитель руководителя ФМБА Михаил Ратманов, генеральный директор Центра инфекционных болезней ФМБА России Вячеслав Ратников, упомянутый ранее Николай Карахалис, главврач краснодарской Специализированной клинической инфекционной больницы Нафисет Тхакушинова, директор Института клинической медицины краснодарской Специализированной клинической инфекционной больницы Олеся Первишко, директор РДКБ им. Пирогова Елена Петряйкина, заведующий Центром детей и подростков ФМБА России Сергей Руденко, замглавврача по реанимации, анестезиологии и диагностическим службам Центра детей и подростков ФМБА России Ксения Ермоленко.

Спустя 23 дня после госпитализации Кая наконец выписали из больницы.

"Мы справились все вместе, - подчеркивает Андрей Ватутин. - И я уверен: Кай вырастет большим и сильным, он будет всегда с теплом вспоминать о людях, сражавшихся за его жизнь в далекой России".