Как жители Ставрополья относятся к проекту обеления их жалованья

Ученые Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) по заказу федеральных органов власти провели опрос среди жителей края, согласно которому около 70 процентов респондентов готовы сообщить в налоговую о том, что получают неофициальную зарплату, или, как принято говорить, "в конверте". Подобное исследование проводилось во многих субъектах России в преддверии запуска пилотного проекта под рабочим названием "Белая зарплата".
Большинство опрошенных готово участвовать в проекте "Белая зарплата" при наличии внятных экономических стимулов.
Большинство опрошенных готово участвовать в проекте "Белая зарплата" при наличии внятных экономических стимулов. / Владимир Аносов/РГ

Как рассказали корреспонденту "РГ" в СКФУ, проект еще не действует, пока в регионах изучается общественное мнение по данному вопросу. Суть инициативы заключается в том, что гражданам, которые легализуют трудовые отношения, в течение трех лет будут возвращать разницу НДФЛ, уплаченного с белого жалованья, однако сумма не должна превышать среднюю зарплату по соответствующему виду деятельности в регионе.

Участниками проекта могут стать наемные работники без трудового договора, официально оформленные, но получающие МРОТ, а остальное "в конверте", временно безработные, самозанятые или фрилансеры. Предполагаемый период реализации - с 2026 по 2028 год.

Ученые СКФУ провели анализ, чтобы оценить ситуацию среди самозанятых и работающих без полного официального оформления. Также эксперты хотели понять, готовы ли респонденты к переходу на белую заработную плату и легализации трудовых отношений. Всего было опрошено почти 1,5 тысячи человек.

Результаты исследования говорят о том, что в Ставропольском крае ситуация с официальным трудоустройством достаточно плачевная. Более половины респондентов (55,4 процента) заявили об отсутствии письменных соглашений с работодателем.

- Если добавить к этой категории тех, кто полагается исключительно на устные договоренности (13,1 процента), становится очевидно, что в зоне правовой неопределенности и отсутствия социальных гарантий находятся фактически 68,5 процента занятых в рассматриваемом секторе, тогда как полностью "белые" контракты имеют 28,1 процента опрошенных, - рассказала корреспонденту "РГ" профессор кафедры финансов и кредитов Института экономики и управления, руководитель экспертно-аналитического центра СКФУ Анна Савцова.

Между тем исследование показало, что большинство готово участвовать в проекте "Белая зарплата" при наличии внятных экономических стимулов. В случае если государство вернет НДФЛ в размере около одного оклада в год, на это согласились 60,5 процента респондентов. Доля тех, кто категорически против, оказалась минимальной - всего 10,3 процента. А главным резервом для вовлечения в проект остается обширная группа неопределившихся (29,2 процента), чья выжидательная позиция зависит не от принципиального нежелания платить налоги, а от потребности в дополнительных гарантиях, говорится в исследовании.

- Существует ядро потенциальных участников, уже психологически готовых к белой схеме. При грамотной политике государства в данной сфере, усилении разъяснительной работы количество желающих перейти на белую зарплату увеличится, - отметила Анна Савцова.

Она также пояснила, что одной из причин, почему работники соглашаются на серые схемы выплаты, остается сезонность. Например, она характерна для Кавказских Минеральных Вод, где многие работают в туризме.

Причина же неформальной занятости в индустриальных центрах края заключается в том, что официальная зарплата здесь ниже "серой". В этом случае требуется визуализация суммарного дохода с учетом возврата НДФЛ, выплаты отпускных и больничных.

В сельских поселениях жители говорят о том, что для них нет подходящей официальной работы. В связи с этим ученые рекомендуют не только информировать местных жителей о проекте, но и предлагать конкретные решения для развития рынка труда в малых населенных пунктах.

- Исследование показало, что для успешной реализации пилотного проекта "Белая зарплата" в Ставропольском крае нужно сосредоточиться на создании прозрачных и простых механизмов участия, начиная с выбора базового финансового стимула в размере около 20 тысяч рублей в год, которые можно выплачивать мелкими ежемесячными траншами, чтобы участники сразу ощущали выгоду и укрепляли доверие к системе, - заключила Анна Савцова.