
Речь идет об очередных поправках в закон об ОЭЗ Калининградской области, которые предусматривают обновленный механизм поддержки компаний-резидентов. Региональный бизнес неоднократно говорил о том, что существующий режим преференций перестает быть выгодным. Из-за этого некоторые предприятия предпочли покинуть российский эксклав и перенесли производственные базы на основную территорию страны. Предприниматели видели проблему в сложной калининградской логистике, а также в изменениях в действующем налоговом законодательстве.
- Сейчас пытаются унифицировать нормы, регламентирующие работу всех особых экономических зон на территории нашей страны, часто забывая про статус нашего региона. В результате режим, который изначально создавался, чтобы привлекать и удерживать инвесторов внутри российского эксклава, перестал себя оправдывать. Властям Калининградской области пришлось инициировать соответствующие поправки в закон, - пояснил финансовый аналитик Артур Поляков.
Ситуация усугубилась, когда Налоговый кодекс РФ начал конфликтовать с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Если последний прямо закреплял принцип "неизменности налоговых условий" на весь период реализации инвестпроекта, то в кодексе про преференциальный режим региона почему-то забыли. В итоге выросшая до 25 процентов ставка по налогу на прибыль привела к росту соответствующего показателя в особой экономической зоне - до 12,5 процента. Многие инвесторы оказались к этому не готовы.
Благодаря настойчивости региональных властей и бизнес-сообщества условия налогообложения удалось "откатить". Предприниматели, ставшие резидентами ОЭЗ до 2025 года, сохранили льготную налоговую ставку для своих инвестпроектов.
Но едва ли не самая болезненная проблема местной особой экономической зоны заключается в географии Калининградской области и ее отрезанности от основной территории России. Все произведенное внутри региона ввозится на территорию РФ через границу и оттого априори считается иностранным. Каждый раз бизнесу приходится подтверждать статус вывозимых за пределы области грузов как товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Если этого не сделать, то придется заплатить соответствующие таможенные пошлины, что приводит к задержкам и лишним расходам. В результате калининградская продукция фактически становится неконкурентоспособной на отечественном рынке из-за высокой себестоимости.
По этой причине компенсация расходов на уплату таможенных пошлин является крайне важной и актуальной мерой поддержки бизнеса - механизм уже разработан. Правда, его финансирование должно начаться лишь с 2027 года, что вновь поставило под угрозу реализацию многих длительных инвестпроектов резидентов ОЭЗ.

- Сохраняется риск, что расходы резидентов ОЭЗ за 2023-2024 годы не будут компенсированы. В связи с этим ТПП РФ рекомендовала федеральному правительству внести изменения в постановление N 1210 от 15 ноября 2014 года (об утверждении методики расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин) ко второму чтению законопроекта, закрепив возможность возмещения ранее понесенных затрат на уплату таможенных пошлин, - сообщил "РГ" президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
По словам бизнес-омбудсмена Калининградской области Олеси Белой, новый механизм изначально вводился, чтобы компенсировать таможенные пошлины на экспорт товаров. Последние были введены в октябре 2023 года. Однако в 2025-м федеральное правительство приостановило действие многих экспортных пошлин, введенных ранее, включая и так называемые "курсовые", действовавшие до конца 2024-го. Тогда же началась работа по разработке компенсационных мер для компаний-резидентов ОЭЗ. Изначально предполагалось, что бизнес сможет погасить за счет них часть расходов. Однако последние поправки в действующее законодательство, внесенные на рассмотрение в Госдуму, предусматривают запуск механизма субвенций как минимум через год - в 2027-м.
Проще говоря, компании, заплатившие экспортные пошлины в предыдущие два года, рискуют остаться за бортом.
- Вопрос компенсации их расходов может оказаться попросту нерешенным. Поэтому крайне важно включить соответствующие затраты бизнеса в будущие субвенции с учетом уже заложенных в бюджет доходов от вывозных таможенных пошлин на отдельные товары и запланированных расходов на другие нужды, - подчеркнула Олеся Белая.
Феликс Лапин, президент Калининградской ТПП:
- Если мы говорим о режимах свободной таможенной зоны и особой экономической зоны, то они заметно отличаются от таковых в других субъектах нашей страны. Нас пытаются причесать под общую нормативно-правовую гребенку, но разница все же есть. Особые режимы для основной территории России - это инструмент стимулирования развития. Для нас закон всегда носил компенсационный характер.