
"Хорошо помню это время. Наверное, лучше, чем Виктор Цой в своей знаменитой песне "Перемен! Мы ждем перемен!", о нем и не скажешь. Мы действительно все ждали перемен к лучшему. Помню, на остановке общественного транспорта кто-то расклеил написанные от руки на листках из школьной тетради листовки с призывом прийти на референдум", - вспоминает о событиях 35-летней давности крымчанка Светлана Степанова.
Говорят, большое видится на расстоянии. Наверное, именно так сейчас проступают самые важные детали того времени. Тогда, в начале 90-х, эйфория перестройки сменилась тревожными настроениями. По окраинам СССР полыхнули первые межнациональные конфликты, в союзных республиках поднимали голову националисты.
"В конце перестройки уже замаячила перспектива развала СССР и перспектива для Крыма остаться в составе Украины. А Крым никогда не позиционировал себя частью Украины. К идее референдума пришли не сразу, сначала она появилась в кругах общественных организаций, а потом ее поддержал обком партии", - рассказал "РГ" политолог, глава Общественной палаты Крыма, а в 1991 году секретарь крымского обкома партии и один из инициаторов референдума 1991 года Александр Форманчук.
Почему именно автономная республика? Дело в том, что до 1945 года Крым имел этот статус в составе РСФСР. После войны полуостров стал областью, а в 1954 году по воле Никиты Хрущева и вовсе перешел в состав Украины. Поэтому логично, что на волне демократии в Крыму снова заговорили о республиканском статусе.
В 1986 году мир потрясла Чернобыльская катастрофа. Человечество было не на шутку напугано последствиями крупнейшей в мировой истории атомной техногенной аварии. В это время в Крыму завершают строительство Щелкинской АЭС, и во второй половине 80-х разворачивается кампания за замораживание стройки.

"Мне кажется, именно экологи, вовлеченные в этот процесс, первыми заговорили о том, что Крыму нужен более высокий статус - автономной республики, чтобы решать такие вопросы (закрытия АЭС - прим. "РГ") самостоятельно", - вспоминает политолог, историк, соавтор герба Республики Крым Андрей Мальгин.
Но непосредственным триггером процесса, подтолкнувшего общество от идеи к действию, стали все же политические события в Киеве, которые украинская пресса окрестила "революцией на граните". В октябре 1990 года на киевском майдане группа студентов разбила палаточный городок, объявила голодовку, потребовав от руководства Украины выйти из союзного договора.
"Идея референдума возникла, когда в Киеве начали сгущаться тучи и у руководителей Крыма появились обоснованные подозрения в том, что политическое руководство Украины может пойти на поводу у националистов или использовать их в своих целях. Тогда впервые прозвучало такое понятие, как "революция на граните". Власть в Киеве стала заигрывать с протестными настроениями, используя их как предлог для выхода из СССР, - говорит политолог, историк, советник главы Государственного совета РК Андрей Никифоров. - Перед руководством крымского обкома партии встал вопрос: как быть в этой ситуации? Надо отдать должное первому секретарю обкома Николаю Багрову, всему руководству обкома, они выбрали правильный путь - путь референдума - и сумели организовать его всего за пару месяцев".

Политическое руководство Украины с настороженностью восприняло идею плебисцита в Крыму. В Киеве опасались сепаратизма в пророссийски настроенном регионе.
"Леонид Кравчук, который тогда возглавлял Верховную Раду Украины, был против референдума. Начались звонки депутатам областного совета, руководству Крыма. Кравчук уговаривал их отказаться от изменения статуса, говорил: я дам вам высокие полномочия, но только без референдума", - вспоминает политолог Александр Форманчук.
Дьявол, как известно, кроется в деталях, и политический гроссмейстер Кравчук играл свою сложную партию на разных досках.

"Нельзя сказать, что Кравчук был противником референдума. Он был горбачевцем, активным участником новоогаревского процесса, и демократия была в тренде. Но понимая, что референдум - это процесс прямого политического действия с далеко идущими последствиями, Кравчук предлагал наделить Крым автономным статусом через решение Верховной Рады Украины. Разница в том, что решение референдума отменить невозможно, а вот решение Рады - легко", - говорит историк Андрей Мальгин.
В день референдума 93 процента крымчан при явке 81 процент проголосовали за воссоздание Крымской автономной советской социалистической республики как субъекта СССР и участника союзного договора. Спустя 35 лет участники тех событий солидарны во мнении о том, что референдум 1991 года стал прологом Крымской весны и фундаментом референдума 16 марта 2014 года.
Сергей Аксенов, глава Республики Крым:
"Результаты референдума 1991 года показали всему миру, что Крым - это не Украина, что мы едины в своем стремлении быть вместе с Россией. Тогда добиться этого не удалось. Голос крымчан не был услышан. Тем не менее восстановление автономного статуса, который наш регион обрел в 1921 году и потерял в 1945-м, помогло жителям республики на протяжении многих лет сопротивляться насильственной украинизации, бороться за сохранение своей идентичности, противостоять фальсификации и переписыванию истории. И в конечном счете подготовить как идейную, так и правовую основу для мартовского референдума 2014 года и воссоединения с Россией".
Владимир Константинов, председатель Государственного совета Республики Крым:
"Мы дорожим референдумом 1991 года, поскольку он был первым в Советском Союзе и стал отправной точкой пути, который привел нас в Россию, пусть и через долгих 23 года. Отмечу, что при других обстоятельствах первого крымского референдума было бы достаточно, чтобы уже в тот период наш полуостров вернулся в Россию. Но тогда для этого не хватило политической воли и в Киеве, и в Москве, и в Симферополе. Результатом референдума стало обретение Крымом статуса автономной республикой в составе Украины. Даже такой результат говорит о том, что у Киева по поводу легитимности голосования вопросов не возникло".