Инициатива направлена на реализацию поручения президента РФ Владимира Путина на эту тему. Замминистра культуры Жанна Алексеева объяснила депутатам, что российские художественные фильмы для детей и юношества власти уже имеют возможность финансировать на 100 процентов. Так что логично эти нормы распространить и на мультипликацию, которую сейчас власти могут поддерживать только на 70 процентов. По ее словам, такое разделение создает неравные условия финансовой поддержки произведений, ориентированных на одну и ту же аудиторию - детско-юношескую.
"Они выполняют одну и ту же функцию - воспитание подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей", - сказала Алексеева. Кстати, производство мультиков более затратно, уточнила замминистра. Согласно пояснительной записке, российские анимационные студии крайне ограничены в возможностях привлечения внебюджетных средств на производство и прокат плодов своего творчества.
Как объяснила председатель комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова, Минкультуры будет принимать решение о том, чтобы "стопроцентно поддержать лучшие анимационные работы для детей и юношества". По ее оценке, это важно, потому что мультики влияют на формирование ценностей, "рассказывают детям, что такое хорошо и что такое плохо, формируют интерес к образованию, науке".
Зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Александр Толмачев напомнил в комментарии "РГ", что сейчас мультипликаторы поставлены в сложные условия ограниченного проката, отсутствия доступа к зарубежным фестивалям и конкурсам, которые могли бы открыть российских режиссеров и художников для мировой аудитории. "Создание анимации - сложный и рискованный с производственной точки зрения процесс, - отметил он. - Нужно создать комфортные условия для творчества, которое будет нести в себе культурный код, выражать национальные ценности и отвечать высоким эстетическим требованиям в духе русской школы изобразительного искусства. Только тогда возможно возрождение это жанра в гигантских масштабах индустрии, как было в 1950-1980-е годы, когда наша мультипликация была эталоном формы и содержания".
Его коллега по фракции "Единая Россия" Алексей Говырин уточнил "РГ", что речь пойдет именно о тех мультфильмах, которые направлены на воспитание подрастающего поколения, способствуют физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Сейчас, по его оценке, в России начали терять влияние на умы подрастающего поколения западные анимационные студии (диснеевская и другие). Так что важно закрепить этот процесс за счет отечественного креатива. "И, кстати, с дружественными странами, я уверен, можно и коллаборации делать в мультипликации", - добавил он.
Дополнительное финансирование от государства, по оценке Говырина, позволит создавать качественный авторский продукт, в том числе с привлечением специалистов по компьютерной графике, музыкантов. Депутат ожидает приток в отрасль молодежи. "То есть речь идет о полноценном развитии мультипликационной индустрии", - резюмировал депутат.
"Изменения в законе позволят сохранить достигнутый за последние несколько лет количественный и качественный уровень отечественной анимации, - считает член Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Чижов. - Производство анимационных фильмов для детей и юношества требует существенных финансовых затрат, при этом возможности привлечения студиями внебюджетных средств в существующих экономических условиях являются крайне ограниченными. Кинопроизводство в целом - высокорисковый вид экономической деятельности, финансовый результат которой спрогнозировать невозможно".
Парламентарий, кроме того, обратил внимание на еще одно положение, которое есть в законопроекте. А именно Минкультуры предоставляется право определять приоритетные темы для финансирования фильмов.
"Госдумой в ноябре утвержден федеральный бюджет на 2026 год, в рамках которого предусмотрено увеличение господдержки кинопроизводства. Согласно документу, субсидии на кинематограф в следующем году вырастут до 4,312 млрд рублей по сравнению с 4,192 млрд в 2025 году", - напомнил Чижов.
Ранее Госдумой принят закон, в соответствии с которым патриотическое и духовно-нравственное воспитание и сохранение традиционных ценностей в молодежной среде отнесены к направлениям молодежной политики.