
Макрон назвал "безумием" то, что конфликт с США докатился до нынешнего состояния. Он заявил, что Европе нужно больше независимости. Она должна "одновременно укреплять свой суверенитет и автономию и участвовать в эффективном многостороннем сотрудничестве". Введение американских пошлин, мол, "открыто направлено на ослабление и подчинение Европы".
Только сейчас он вроде бы это понял. А то, что уже много десятилетий европейские страны просто не обладали суверенитетом и были вассалами США, Макрон забыл или не знал? Просто раньше заокеанский хозяин много не требовал, а теперь пришел за своим.
Чтобы ответить Вашингтону, Макрон призвал ЕС незамедлительно применить "торговую базуку" - инструмент по противодействию принуждению. "У Европы сейчас есть очень мощные инструменты, и мы должны использовать их, когда нас не уважают", - сказал он. Вот только этот "мощный инструмент" европейцы просто боятся задействовать. И даже воинственный ныне француз пока может только угрожать.
Вспомнил Макрон и о европейской промышленности. Она, по его словам, "гибнет", не демонстрирует рост и конкурентоспособность. Но кто сам отказался от российских энергоносителей, переплачивая втридорога за американский газ? Кто ввел бесчисленные пакеты санкций, стреляя себе в ногу? Кто заставил бизнес уйти с огромного российского рынка?
Макрон заявил, что мы переходим "в мир без правил", где "международное право попирается, единственным законом является закон сильнейшего, а имперские амбиции вновь выходят на поверхность". Это говорит президент Франции - страны, которая до сих пор не отказалась от своих колонизаторских замашек. Он вдруг вспомнил о международном праве, которое европейцы сами давно подменили своими "понятиями".
Вспомнил вдруг Макрон о России и Китае, странах БРИКС, формате "двадцатки". Он захотел навести мосты со странами Глобального Юга, хотя раньше и пускать не хотел их на порог своего "райского сада". Он сказал, что Европе нужно "больше китайских инвестиций в некоторых ключевых секторах". Совсем недавно европейские столицы пытались выгнать китайцев со своего рынка. А сам Макрон регулярно оскорблял Пекин и выставлял какие-то нелепые ультиматумы, грозил санкциями и пошлинами.
В отношении России Макрон сказал, что "Европа не должна уступать кому бы то ни было эксклюзивное право вести диалог с Москвой". Но не Европа ли и Макрон, как лидер европейской партии войны, этот диалог разрушил?
В слитой Трампом переписке Макрон выразил готовность позвать Россию на саммит "семерки". Видимо, понял, что без России никакие мировые проблемы не решить. Но что он нового может сказать Москве? Как указал Сергей Лавров, в последнем разговоре с Владимиром Путиным Макрон не сказал ничего нового, отличавшегося от публичной риторики. Француз постоянно допускает хамство и наплевательское отношение к России. "Мы, конечно, выше этого и относимся к такого рода заявлениям даже не то что с презрением, а пренебрежительно", - сказал об этом Лавров.
Но нет, не прозрел Макрон. Слишком поздно. Просто больше ему ничего не остается делать, как в бессилии признавать горькие ошибки прошлого. В этом ему помог Трамп. В личной переписке француз льстиво называет американца "другом". В Давосе же он назвал Трампа "агрессором", жестко раскритиковал его политику. А еще Макрон отказался войти в "Совет мира", тем самым прямо пошел против США, своего до недавнего времени "ключевого союзника".
Автозамена в текстовых редакторах иногда исправляет имя Макрон на "Микрон". Да, амбиций у него много, а на деле - беспомощность. Возможно, очень скоро его имя уйдет в небытие. "Знаете, он никому не нужен, потому что очень скоро он покинет свой пост", - сказал Трамп. В ответ обиженный француз отказался встречаться с американским президентом в Давосе.