В условиях дефицита трудовых ресурсов автоматизация становится ключевым инструментом удержания темпов роста. "Если тренд на внедрение "умных" систем сохранится, экономика России получит мощный импульс за счет повышения производительности труда, - рассказал "Российской газете" директор Центра "Цифровая школа государственного управления" ВШГУ Президентской академии Феликс Гадзаов. - Согласно правительственным оценкам, накопленный эффект от внедрения ИИ к 2030 году может составить порядка 10 трлн рублей, добавив около 6% к ВВП страны".
По его мнению, прогнозы Маска о достижении технологической сингулярности и появлении персонального робота у каждого жителя Земли к 2030 году в российских реалиях избыточно оптимистичны. "Для столь масштабной трансформации необходимы суверенная микроэлектронная база и решение проблемы кадрового голода, который в сфере ИИ и робототехники исчисляется сотнями специалистов. Без преодоления этих барьеров массовая бытовая роботизация в указанные сроки маловероятна", - считает Феликс Гадзаов.
Как показывает индекс зрелости ИИ от BCG за 2025 год, сегодня драйверами выступают финтех и телеком, но максимальная отдача ожидается от "умной" индустриализации реального сектора. "Поэтому к концу десятилетия мы увидим не столько андроидов в каждой квартире, сколько кратный рост промышленных роботов и алгоритмов в системе госуправления", - отметил эксперт.
Прогноз Маска основан на устойчивых показателях, считает старший преподаватель Высшей школы управления Финансового университета Лиля Передних. Это экспоненциальное развитие искусственного интеллекта, повсеместная роботизация и интеллектуальная борьба между странами за первенство в технологическом и цифровом развитии.
"Массовое производство целесообразно в том случае, если продукт будет востребован на рынке и компании через время начнут получать устойчивую прибыль. В России создание предприятий по производству роботов связано со значительными инвестиционными вложениями, что не позволит производить дешевый продукт, а следовательно, он будет сложно доступен как для представителей среднего класса, так и для малообеспеченных граждан", - считает Лиля Передних.
По ее мнению, в сегменте разработки и внедрения промышленных роботов для предприятий металлургической и нефтегазохимической промышленности их востребованность будет расти. Но производство и использование роботов требует как создания новой инфраструктуры, так и разработки новой законодательной базы в области ответственности производителей, правообладателей и кибербезопасности. Нужны новые образовательные стандарты для подготовки квалифицированных кадров.
"Россия быстрыми темпами движется в создании и развитии системы информационной безопасности, создания собственных программ ИИ, робототехнических изделий разного назначения. Создаются исследовательские центры, осуществляется целевое финансирование компаний, ведущих работу в данном направлении, разрабатывается система налоговых льгот, - говорит эксперт. - Данные меры господдержки существенно способствуют развитию цифровой экономики, но вряд ли приведут нас в ближайшие 5 лет к созданию прорывных технологий, позволяющих создать ИИ умнее человека и обеспечить каждого гражданина нашей страны умным железным помощником".
Если прогнозы Маска все-таки однажды сбудутся, массовое производство и использование роботов во всех сферах жизни общества приведет к замене ручного труда робототехническими изделиями, что впоследствии позволит снизить себестоимость производства продукции и существенно повысить прибыльность предприятия. Среди других последствий Лиля Передних называет рост производительности труда и ВВП, перераспределение инвестиций в развитие высокотехнологических отраслей, повышение волатильности рынка труда за счет появления онлайн-платформ, способствующих изменению гибкости рабочих мест.
По мнению эксперта лаборатории робототехники факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Ивана Копылова, внедрение прикладной робототехники приведет также к тому, что ряд должностей и вакансий для людей исчезнет. Это касается как рабочих специальностей, так и части "белых воротничков" - например, программистов начального уровня. "Однако это сместит планку развития человечества в более творческие профессии, там, где требуется именно проявление человеческой фантазии, эмоций, воли, того, чего у роботов нет и не может быть. Скорее всего, мы увидим модель аддитивных технологий, где роботы будут усиливать возможности человека", - говорит Иван Копылов.
При этом внедрение таких систем может увеличить расслоение и неравенство в обществе. "Людям, которые не способны на более сложный творческий труд в связи, например, с отсутствием образования или трудностями здоровья, будет гораздо сложнее вырваться вперед. Потому что то, что сейчас служит ступенькой социального развития, может стать стеной: все ниши, от которых можно развиваться, займут роботы", - отмечает эксперт.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Лимарева также указывает на обратную сторону прорывных технологий будущего: замена живых людей человекоподобными роботами грозит потерей рабочих мест, это может повысить уровень безработицы, обусловленной структурными сдвигами.
"Использование ИИ стоит сократить и в повседневной жизни, - считает эксперт. - Так мы избавим себя от большого количества ошибок и дезинформации, которую зачастую генерируют такие популярные чат-боты, как ChatGPT, DeepSeek, Gemini. Происходит это не потому, что они "еще глупые", а потому что у искусственного интеллекта не существует понятия подлинности фактов, а также моральных и этических принципов. Вопрос этики остается в первых строчках актуальных обсуждений в среде экспертов".