Все опрошенные "РГ" эксперты заметили, что сегодня основная занятость и реальный заработок все чаще существуют параллельно. Это видно даже по резюме и длительности опыта кандидатов, говорит консультант практики "Закупки и логистика" консалтинговой компании get expert Анастасия Любашенко. По словам эксперта, в "белых" компаниях с прозрачной системой мотивации ситуация, когда сотрудник прямо говорит о наличии подработок или сторонних проектов, сегодня встречается у 20-30% соискателей - в зависимости от направления деятельности.
Бизнес принимает такой опыт, за некоторыми исключениями - для экспертных и руководящих ролей до сих пор приоритет отдается кандидатам с непрерывным временем работы на одном месте от двух-трех лет и выше, меньший опыт в рамках одной компании воспринимается как рваный. Однако это не мешает специалистам годами совмещать основную деятельность с подработкой.
Чаще всего такое встречается в бюджетных сферах, например, здравоохранении, науке и образовании - отраслях с хроническим дефицитом кадров и ограниченными возможностями роста доходов в рамках одной ставки. Так, теперь в медицине работодатели формируют расписание приема пациентов, исходя из доступности врачей-совместителей, которые совмещают работу сразу в нескольких учреждениях. Основная занятость обеспечивает социальные гарантии и формальный статус, а дополнительная становится способом распределить нагрузку и доход между разными работодателями.
По данным экспертов SuperJob, в бюджетных сферах часто встречается политика "низкая зарплата плюс соцпакет". В коммерческом секторе подобной практики придерживаются стартапы и малый бизнес, обороты которых не могут обеспечить конкурентный уровень дохода. По данным сервиса, в январе 2026 года наибольшее количество резюме с запросом на подработку приходится на бухгалтерию, финансы и экономику, продажи, удаленную поддержку клиентов и доставку. Следом идут медицина, общепит, юриспруденция, дизайн, продвижение и маркетинг.
Среди тех, кто открыто говорит о подработках, часто встречаются либо профессионалы с длительным опытом и наработанной базой контактов, либо новички, находящиеся в поиске себя. "В первом случае подработки чаще касаются непосредственной профессиональной деятельности, во втором - чаще смежных или не относящихся к основному карьерному треку направлений", - объясняет Анастасия Любашенко.
Большинство компаний не акцентируют внимание на параллельной занятости сотрудников, ключевой момент в том, что она не должна влиять на рабочий процесс, относиться к конкурентной деятельности и происходить в рабочее время.
Например, в ИТ-сфере многие компании спокойно относятся к дополнительным активностям сотрудников, особенно если они позволяют получать новые навыки, отмечает директор по стратегическому HR Рексофт Кира Лопаткина. "Если, выполняя задачи вне основной работы, разработчик изучает какой-то новый технологический стек или подход, его квалификация растет и может быть полезна компании в будущих проектах", - поясняет она.
Однако такая позиция встречается не везде. "Подработки мы не приветствуем. Если сотрудник хочет больше зарабатывать, то предлагаем дополнительные часы в компании на этой же должности, если позволяют силы", - говорит генеральный директор сервиса GdeRabota.ru Екатерина Агаева.
Финансовый стимул остается важной причиной, по которой россияне берут дополнительную занятость, однако сам по себе уровень оплаты труда не гарантирует высокой вовлеченности и стабильной продуктивности сотрудников. "Достойная зарплата играет значимую роль, но она не является универсальным решением. На качество и вовлеченность работы сильно влияют управленческие навыки руководителя, понятная постановка задач, выстроенные процессы внутри компании и личные качества самого сотрудника", - отмечает руководитель группы подбора Selecty Анастасия Котлова.