"Думаю, абсолютно реально внедрить платежную систему БРИКС оперативным образом. И технологически уже было показано, что это можно сделать успешно: был проект, который координировался Банком международных расчетов, с участием ряда центральных банков. Тестировалась возможность проведения платежей с помощью цифровых валют. Система называлась MBridge, и она подтвердила, что реализация проекта такого рода возможна.
В дальнейшем мы видели, что за последние несколько лет тема цифровых валют стала одной из ключевых. В 2024 году - в год председательства РФ в БРИКС - Россия представила концепцию создания платежной системы с использованием цифровых валют. Судя по тем сообщениям, которые мы видим, Центральный банк Индии (страны-председателя в 2026 году) ориентируется именно на эти наработки для продвижения вперед системы BRICS Pay. Так что технологически это абсолютно возможно. Другое дело - это наличие технологических возможностей и готовности системы цифровых валют в конкретных странах БРИКС. Необходимо, чтобы все проекты, которые в той или иной степени сейчас воплощаются в жизнь в странах БРИКС, вышли на критический уровень готовности.
Второй очень важный фактор - это так называемая интероперабельность этих проектов, то есть их совместимость и возможность использования в рамках единой платежной системы. Именно в этом будет основной фокус той работы, которую намеревается запустить Центральный банк Индии.
Третий вопрос - это политическая воля и готовность всех стран БРИКС участвовать в реализации проекта платежной системы. На протяжении последнего года на фоне тех заявлений, которые делали президент США Дональд Трамп и американская администрация относительно планов БРИКС, мы видели различные комментарии со стороны государств - членов объединения. Эти комментарии говорят о том, что потребуется определенное время, чтобы сформировать консенсус или набрать какую-то критическую массу согласованных действий между странами БРИКС. Чтобы двигаться дальше по пути реализации данного проекта.
Пожалуй, можно рассматривать этот вопрос как "стакан наполовину полон или наполовину пуст". С одной стороны, практически все страны БРИКС ведут работу в направлении создания своих цифровых валют. Определенный импульс к росту взаимодействия в этой сфере и обсуждениям мы начинаем наблюдать. Но остаются вопросы, насколько все страны БРИКС будут готовы принять участие в проекте и сколько времени потребуется для того, чтобы перейти от экспертных обсуждений к тестированию и реализации на технологическом этапе.
Первое и самое главное с точки зрения преимуществ появления платежной системы БРИКС - это то, что страны объединения станут менее уязвимы не просто к санкциям, а к любому финансовому давлению. В условиях, когда растет опциональность и возможность выбора различных платформ для осуществления платежей, это, конечно, существенно снижает уязвимость экономик стран БРИКС. И не только их: по большому счету, эта платформа в дальнейшем может распространяться уже и на формат "БРИКС плюс", и на другие развивающиеся страны. Это может стать серьезным вкладом БРИКС в мировую финансовую архитектуру и в существенное улучшение опциональности мировой платежной системы. Потому что сейчас она вся монополизирована соответствующими платформами в развитых странах.
Очень важно отметить то, что подобная платежная система дает значительные выгоды и для производителей со всего мира - не только развивающихся, но и развитых стран, которые хотят осуществлять свои финансовые операции с развивающимися странами - и для потребителей. Для производителей это снижение рисков по осуществлению платежей и, как уже говорил выше, расширение опциональности, возможности выбора. Соответственно, для потребителей это снижение издержек и снижение цен. Ведь если снижаются риски и издержки, то это будет так или иначе позитивно отражаться на ценах. Если же эти риски запредельные, то производители будут закладывать их в цены, которые будут более высокими для потребителей.
Так что выгоды от создания своей платежной системы выходят далеко за пределы исключительно самих стран БРИКС. И считаю, что если она будет реализована успешно, то это даст мощный импульс для создания других альтернативных платежных систем и инструментов. Этот первоначальный импульс по демонополизации системы платежей может дать очень мощный импульс и всей этой индустрии в мировой экономике, и экономическому росту в этом сегменте.
Насчет проблем и уязвимостей… Разговоры о создании единой валюты или системы платежей стран БРИКС ведутся уже очень давно. Лучше было бы для БРИКС, если бы вышеупомянутый проект осуществлялся не сейчас, когда геополитические риски на пике, а, к примеру, в 2017-2018 годах. Тогда такие обсуждения тоже достаточно активно велись, но конкретных действий практически не предпринималось. То есть тайминг - время реализации этого проекта - отражает настоятельность проблемы для стран БРИКС, которые понимают: в нынешних условиях особого выбора не остается - необходимо следовать по этому пути. Но лучше было бы действовать в этом направлении не в период максимального давления со стороны геополитических рисков, а в более благоприятное время.
Другой фактор - то, что страны БРИКС будут одними из первопроходцев в данной сфере. Пока что система платежей с использованием цифровых валют находится на ранней стадии реализации. Это значит, что может понадобиться время, чтобы эту систему тестировать, обеспечить ее бесперебойное функционирование. С другой стороны, если все-таки это удастся сделать, то страны БРИКС выйдут в авангард мировой экономики в области платежных систем. И это станет определенным фактором технологического лидерства, который будет важен для стран БРИКС с точки зрения их позиционирования на международной арене. Сейчас многие воспринимают БРИКС в основном как геополитический блок. А подобные достижения больше закрепили бы позиции БРИКС и "БРИКС плюс" именно в экономической сфере".