Жители Ростова отстояли в суде право не платить за осадки

Помните сказку про Чиполлино, где жадный принц Лимон обложил жителей налогом на воздух, дождь и даже на грозы? В южном городе-миллионнике эта абсурдная история едва не воплотилась в реальность. Муниципальное предприятие Ростова-на-Дону, отвечающее за ливневую канализацию, попыталось через арбитражный суд заставить местную управляющую компанию и ТСЖ подписать с ним договоры на отведение воды, стекающей с крыш и из дворов. Если бы иски удовлетворили, у горожан появилась бы новая и довольно сюрреалистичная статья расходов. К счастью, пока этого не произошло.

Ливневка в Ростове работает из рук вон плохо, об этом не раз писали СМИ, а кадры с затопленными улицами облетали в свое время все центральные телеканалы. Каждый сильный дождь заливает улицы, топит подвалы и парализует движение на крупных городских магистралях. Модернизация всей системы - процесс дорогостоящий и небыстрый. Так, в течение 2025 года в Ростове-на-Дону на реконструкцию ливневки из бюджета направляли 1,5 миллиарда рублей при общей стоимости работ 8,7 миллиарда. Ранее власти города разработали новую схему ливневой канализации до 2036 года и собирались подготовить тарифы на ее коммерческое использование для юридических лиц. Процесс пока застопорился, но, похоже, деньги нужны уже сейчас.

Истец в лице муниципального предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений подал иск к одной управляющей компании, чтобы обязать ее заключить договор водоотведения сточных поверхностных вод, проще говоря, дождя и тающего снега. Из материалов дела на сайте арбитражного суда следует, что ответчик ему отказал.

Как пояснил "РГ" юрист Барей Нигматуллин, защищавший интересы управляющей компании, сточные воды приравниваются к коммунальным ресурсам согласно постановлению правительства РФ N 354. А коммунальные услуги - это деятельность по подаче любого коммунального ресурса. Следовательно, по мнению истца, отведение дождевых, талых и других поверхностных вод является коммунальной услугой, которую должны оплачивать жители.

- В случае с ТСЖ муниципальная компания ссылалась на то, что земельный участок, кровля и система водоотведения принадлежат собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности. Отсюда якобы вытекает обязанность собственников по содержанию этого имущества, включая оплату отведения поверхностных вод, - рассказал юрист.

Однако суд трех инстанций единогласно встал на сторону ростовчан. Из материалов дела следует, что формально сточные воды приравниваются к коммунальным ресурсам. Но водоотведение поверхностных сточных вод - вовсе не то же самое, что и обычное водоотведение бытовых стоков, за которое жители платят. Это разные виды коммунальных услуг, регулируемые разными нормами.

Ключевым аспектом стало применение жилищного законодательства, говорит Нигматуллин: "Суд указал, что жилищное законодательство имеет приоритет, когда речь идет об обеспечении жителей коммунальными услугами. А в постановлении N 354 и минимальном перечне услуг N 290 водоотведение поверхностных сточных вод вообще не упоминается как коммунальная услуга для жителей".

Но что самое интересное, в своей жалобе муниципальное предприятие прямо написало, что не наделено имуществом, позволяющим извлекать прибыль. Деятельность предприятия осуществляется за счет субсидий из бюджета города. И далее ключевая фраза: "В целях снижения расходов соответствующего бюджета предполагается с 2025 года осуществлять деятельность предприятия за счет взимания платы с собственников земельных участков".

Получается, открытым текстом признали: цель - переложить финансирование предприятия на жителей?

Получить комментарий МУПа пока не удалось.

По словам юристов, решение судов не позволит переложить содержание городской инфраструктуры на плечи граждан под видом новой "услуги".

- Мы апеллировали к тому, что Россия - социальное государство. Это общественные блага, которые не должны превращаться в дополнительную строку в платежке. Ливневая канализация является городской инфраструктурой, которая должна содержаться за счет бюджета. И мы рады, что суд нас поддержал, - резюмировал Нигматуллин.