
Как описывает эту экспозицию сам живописец, она исследует устройство эмоционального опыта человека через цвет, форму и пространственную композицию. Четыре цветовые среды и десятки эмоциональных состояний - от радости и доверия до страха, тревоги и решимости - выстраиваются в цельный маршрут внутреннего проживания.
Выставка сконструирована как лабиринт чувств, где каждый поворот открывает новую грань человеческого опыта, от взрыва восторга до тишины одиночества. Картины и скульптуры образуют архитектуру эмоций, где каждый элемент становится частью единой системы. К выставке, по словам Ильгиза Эдилсона, он шел 10 лет.
- У меня есть образование в области психологии, и последние годы я изучаю поведение людей, их эмоции, - рассказал художник корреспонденту "РГ". - Выставка - мое видение человеческой психики. Задача каждой из работ - "вывести" чувства наружу. Ведь зачастую многие эмоции у нас заморожены, причем по самым разным причинам. Кто-то делает это сознательно, чтобы не проживать боль, да и радость тоже. На других таким образом действует культурный код, заложенный в поговорках или суевериях. Как, например, установка: "Будешь много смеяться - придется много плакать".
Но если не проживать чувства, даже негативные, не произойдет извлечения опыта, и в дальнейшем, отмечает автор, человек опять и опять будет наступать на те же грабли.
Одна из картин - "Невидимые нити" - изображает людей, которых человек встречает на жизненном пути. Художник изобразил их в виде разноцветных кругов, обозначив тем самым различие их темпераментов, жизненных историй, эмоций.
- В некоторых местах круги соприкасаются, создавая почти невидимые точки контакта - дружбы, коротких разговоров, взаимных взглядов, - поясняет Эдилсон. - В других - расходятся, напоминая, что не все встречи становятся значимыми. В пространстве картины появляются и более крупные фигуры - треугольники, квадраты. Это большие события и контексты: работа, учеба, увлечения, которые накладываются на поток встреч, объединяют нас общим интересом или занятием. Некоторые из них прозрачны, и мы можем смотреть сквозь них на других людей. А некоторые плотны и загораживают обзор. Здесь нет центров и границ. Есть только движение и бесконечная возможность встреч.
А в будущем, возможно, в авторской коллекции появится картина, отражающая сложный путь к выставке. "В главный музей изобразительных искусств просто так не попасть, - констатирует Ильгиз. - Сначала нужно пройти отбор комиссии, показать свое портфолио, представить работы и доказать, что ты достоин национального музея. После - дождаться очереди на зал, а это тоже занимает немало времени".
Несмотря на молодость Ильгиза Эдилсона, его работы уже украшают частные коллекции в Швейцарии, Италии, других странах. И, как надеется автор, появятся и в России. Ему, признается Ильгиз, этого бы очень хотелось. Тем более, что источниками вдохновения для него стали в том числе Николай Рерих, Казимир Малевич и Павел Третьяков.
- Рерих одним из первых начал отходить от формы и, скажем так, технической красоты картины, выводя на первое место смысл, - утверждает художник. - Его позиция состояла в том, что просто картины мало, за ней должна быть история. А это очень созвучно моей философии.
Еще одна заветная цель молодого художника - вывести культуру коллекционирования и проведения выставок в Кыргызстане на более высокий уровень. Ориентиром в этом ему служит русский меценат XIX века Павел Третьяков, которому мы обязаны одним из крупнейших музеев мира и самым большим собранием русской живописи.