
Сюжет весьма сентиментальный, но... Казалось бы, не так много в нашей литературе произведений, которые прямо относились к готическому жанру. Мифические существа, "страшилки" с панночками, волкодлаки, берегини, вурдалаки и русалки выходили из народных суеверий и фольклора. Но при умелом обращении все они легко укладываются в привычный для готической литературы саспенс, мистический детектив.
Алексей Константинович был среди первых писателей, которые ввели в русскую литературу образ "обрусевшего" вампира: показал не "живого" мертвеца, как у Жуковского в "Светлане" - именно восставшего из мертвых упыря. Вернее, упыриху - бригадиршу Сугробину. В спектакле эту ироничную и циничную женщину в самом расцвете лет, загадочную и умело плетущую интриги - играет блистательная Наталья Гребенкина.
Дмитрий Бикбаев назвал свой спектакль "Москва. Сумерки". Стены оформили состаренными зеркалами с проплешинами. К сцене пристроили балкончик для амурных дел. Но главное - конечно же, экраны, "вшитые" в зеркала. Технология, с которой "Покровка" работает впервые, позволила художникам оттенить все мрачное великолепие - неизбежными "поп"-реверансами в сторону стилизованного XIX века и аристократического итальянского стиля.
При смене виртуальных декораций появляются то старинный польский замок, то бальный зал, то огромная, изящно украшенная дача бригадирши, а то и итальянский домик. В эти готически-водевильные интерьеры легко вписались и наряды от художника по костюмам Юлии Волковой - яркие и лаконичные. Чудо как хороши девичьи пышные платья - из прошлого, но хоть сегодня надевай.
Что происходит? Молодой аристократ Руневский влюбляется в очаровательную Дашу. Его приятель, эксцентричный сумасброд Рыбаренко нашептывает: Даша в смертельной опасности - ее бабушка, та самая бригадирша Сугробина - на самом деле вампир. Кровопийца с пятилетним стажем. Молодая внучка, кровь с молоком, нужна ей только чтобы подпитывать собственные силы... Руневскому нужно спасти девушку от бабушки-упырихи, токсичной тети - "злобной мачехи" и сварливой сестры.
На мистическом балу гости в масках облачены в черное. Пьют вино, кокетничают и закручивают фантастические танцы. Руневского играет Дмитрий Росляков - самоотверженный юноша способен на подвиг во имя любви. Хрупкая, почти воздушная Варвара Насибулина играет Дашу. Удивительно органичен дуэт "злой мачехи" и капризной сестры героини - образы у актрис Юлии Авшаровой и Марии Волковой яркие и характерные.
Очарованный Дашей герой приходит каждый день. За разговорами все время недомолвки. Загадочную книгу находит Даша. Странно ведет себя прислуга. Мороз по коже от оговорок Сугробиной: "Тут я от холода лет пять назад умерла!". В спектакле этого всего полно - и тайны предков, и родовые проклятия, и рыцари, и культ древней богини преисподней Гекаты, и незаконнорожденные дети.... Толстой еще оставлял путь к отступлению: то ли наяву, то ли мерещится. В интерпретации режиссера Бикбаева, герои не оставляют никаких сомнений - это подчеркнуто и гримом, и костюмами, и даже обозначено в программке - все тут "с того света". "Нечисть" играет людьми - и только победив ее, можно спасти любовь.
У спектакля два пласта, две линии - мистическая, выросшая из намеков, спрятанных в повести Толстого. Другая - бытовая, водевильная и мелодраматическая - явно напоминает сказку "Золушка". Нелепая сестрица Софья безуспешно плетет сети вокруг перспективного жениха Руневского - а тот клянется в любви к бедной Даше.
Спектакль выходит - и серьезным, и веселым. Детективным - и мистическим. Но главное, мне кажется, - он обладает душесогревающим эффектом. Это для любых времен - ужасно кстати.
Смотрите спектакль "Москва. Сумерки" в "Покровка.Театр" 29 и 30 января.