Прокуратура Парижа совместно с подразделением французской жандармерии по борьбе с киберпреступностью и Европолом провела обыск во французском офисе принадлежащей Илону Маску социальной сети Х (ранее Twitter, заблокирована в РФ). Повод? Расследование, начатое против мессенджера в январе прошлого года после жалоб на его алгоритмы, а также недовольство встроенным в него чат-ботом Grok. Тот, как утверждают в прокуратуре, публиковал материалы, отрицающие Холокост и искусственно сгенерированные изображения сексуального характера. Помимо изъятия документации и информационных носителей парижские прокуроры направили Илону Маску и бывшему генеральному директору соцсети Линде Яккарино повестки с требованием явиться 20 апреля в Париж. Как сказано в документе, на "добровольный допрос". Маск уже назвал обыск "политической атакой", а руководство соцсети посчитало этот французский рейд специально подстроенным, показным актом с явной политической подкладкой, который "угрожает свободе слова".
В свою очередь основатель мессенджера Telegram Павел Дуров вновь объявил Францию "несвободной страной", подчеркнул, что она "единственная в мире, где уголовно преследуют социальные сети, предоставляющие пользователям хоть какую-то свободу".
"Российская газета" попросила известного французского политолога и писателя Доминика Жаме поделиться мнением по поводу этого скандального события. Вот что он сказал:
- Когда ищешь способ кому-то насолить, то рано или поздно находишь его. Известно, что Илон Маск не в чести у европейцев. Так что наезд на его структуру во Франции - это своего рода выпад как против него конкретно, так и против Соединенных Штатов в целом. А с американцами сейчас отношения далеко не лучшие. Нынешняя заокеанская администрация стремится прижать независимость европейских стран, их суверенитет, что проявилось, в частности, в истории с Гренландией. Они грозят повышением тарифов на продукцию из стран ЕС и многое другое. Добавим, что между Дональдом Трампом и Эмманюэлем Макроном пробежала черная кошка, что было видно, к примеру, на конференции в Давосе, где была сорвана запланированная встреча. Размолвка между президентами и странами вообще вписывается в общую атмосферу трансатлантического охлаждения с приходом Трампа в Белый дом. Так что нападки на Маска это не только нападки на него как на владельца американской виртуальной платформы, но и как на человека близкого Дональду Трампу. Долго ли продлится размолвка между Вашингтоном и Парижем? Трудно сказать, если учесть, что мне пока не известно имя будущего президента Франции...
Что касается перспективы этой истории, то, мне кажется, что какого-то значительного продолжения она иметь не будет. Вполне вероятно, Маску выкатят штраф. Но учитывая, что его состояние на днях превысило 800 миллиардов долларов, он явно не обеднеет, если расстанется в виде штрафа или какой-нибудь компенсации с несколькими десятками миллионов.
Что касается приглашения американцу прилететь в Париж для так называемого "добровольного допроса", то я буду очень удивлен в случае, если он, скажем так, почтит французскую столицу своим личным присутствием в связи с этим событием.