
В Союзном государстве упростили систему исполнения судебных решений
Новация вступила в силу 9 января. Она касается резидентов Беларуси, которые взыскивают алименты на детей, возмещение вреда жизни или здоровью и ущерба от преступлений. Ранее эти средства могли зачисляться только на счет в российском банке, а его открытие требовало личного присутствия взыскателя. Отныне же деньги будут переводиться органами ФССП прямиком в Беларусь.
Первыми это оценит самая массовая категория - женщины, получающие алименты, считает начальник управления принудительного исполнения Главного управления юстиции Гомельского облисполкома Дмитрий Кухарев:
- Нередко это мамы, которые в одиночку растят ребенка или нескольких детей, находятся в декретном отпуске. Ехать в Россию, тратить время и силы, нести финансовые затраты им было проблематично. Теперь этого не нужно. Такое решение принято в процессе двухсторонних консультаций и многолетнего взаимодействия наших ведомств. Налажен плотный контакт, благодаря ему вопросы решаются без проволочек, в сжатые сроки. Мы это видим по своей работе и, разумеется, стремимся оказать всю помощь, за которой к нам обращаются российские коллеги.
Чаще всего интегрировать усилия приходится в процессе взыскания алиментов. Сложилось так, что немало белорусов работают в России.
Среди них немало тех, кто должен перечислять деньги на содержание детей, но делать это добровольно не спешит. В рамках правовой помощи только через органы принудительного исполнения Гомельской области за год в Россию направляются тысячи документов, в том числе около 200 исполнительных листов.
Наиболее типичный случай: зная, что уклоняющийся от алиментов бывший муж трудится на территории России, женщина обращается в ОПИ. После чего судебный исполнитель оформляет документы и направляет коллегам, а также налаживает прямую связь между взыскателем и приставом-исполнителем ФССП. По такому же принципу процесс работает в обратную сторону.
С другими государствами все гораздо сложнее, констатирует Дмитрий Кухарев:
- Включаются такие процедуры, как апостилирование документов, признание их судом, разрешение исполнения и так далее. В ряде случаев, говоря откровенно, взыскание средств становится невозможным. В то время как для решения этих вопросов с Россией не требуется дополнительного участия суда. Наши страны взаимно признают принятые ими решения о взысканиях.
Очевидно и то, что коммуникацию упрощают личные, не прописанные в официальных регламентах, но налаживаемые естественным образом связи. Проконсультироваться, уточнить нюансы, касающиеся нормативно-правовых баз, помочь друг другу во многих случаях можно одним телефонным звонком. Оперативно и без лишней бюрократии. В то время как с другими странами, особенно недружественными, часто приходится пробивать стены. Без гарантий успешного результата.
Определенная интеграция происходит и в нормотворческих процессах. Свежий пример - еще одна норма, вступившая в силу в Беларуси 1 января этого года. Она определяет порядок утверждения судебным исполнителем взаиморасчетов в ситуациях, когда взыскатели одновременно являются и должниками друг перед другом. Дмитрий Кухарев разъясняет нюансы:
- В России эта норма действует довольно давно, в то время как у нас ее раньше не было. Хочу особо подчеркнуть, что с нашей стороны нет слепого копирования. Скорее, доработанное усовершенствование с учетом особенностей национального законодательства. Мы поговорили с коллегами, ознакомились с практикой, убедились, что она хорошо работает, и после этого продумали, как писать свои нормы.
Президент России Владимир Путин 30 января подписал закон о ратификации соглашения с Беларусью о мерах по взаимной защите граждан от необоснованного преследования иностранными государствами и международными органами юстиции. Данное соглашение, предусматривающее также защиту действующих или бывших должностных лиц, было подписано Минском и Москвой в российской столице 13 марта 2025 года. В прошлом году, 14 октября, закон о ратификации этого документа был подписан Президентом Беларуси Александром Лукашенко. В соглашении, в частности, учтены тенденции политизации международных судебных органов и других международных механизмов уголовной юстиции. Оно направлено на конструктивное сотрудничество сторон в целях защиты своих граждан и обеспечения гарантий их прав и свобод в случае необоснованного уголовного преследования третьими сторонами.







