
Написанная в 1967 году (и доработанная в 1970-м) история о музыканте, у которого могла сложиться хорошая карьера - но не сложилась, и теперь он играет в оркестре на похоронах. Неудачник, и жена от него ушла, оставив двоих детей. О вымышленном родстве - вошедший в квартиру молодой человек заявил, что он сын Андрея Григорьевича Сарафанова (имя услышал случайно). И о семье. Конфликте отцов и детей. И о молодежи.
Еще один "Старший сын" в петербургском театре... Не многовато ли для зрителей? Или пришло время обратиться к этому материалу?
- Вампилов идет сейчас по всей стране, - согласилась Сусанна Цирюк. - Я собираюсь посмотреть "Старшего сына" в Театре Ленсовета - очень любимой мной Галины Зальцман. Каждый режиссер трактует материал, историю по-своему, в диалоге с артистами. Как видите, эту пьесу выбрала не только я - недавно и в Петербурге, и в Москве состоялись премьеры. Думаю, это не случайно. Люди тоскуют по тому, кажущемуся теперь почти иллюзорным, времени, когда верили на слово, не закрывали двери и запросто ходили в гости к соседям. История у пьесы многострадальная: Вампилов трижды ее переписывал, ее долго не допускали к постановке. Позже, во времена моей ранней юности, "Старший сын" был в репертуаре многих театров страны. Потом был перерыв лет в 20-25. Но сейчас снова возник безумный интерес - видимо, что-то витает в воздухе…

Чем обусловлен мой выбор? Во-первых, в репертуаре нашего театра нет Вампилова. Во-вторых, совершенно объективно - у нас есть замечательный состав актеров на эту постановку. В-третьих, эта пьеса направлена на то, чтобы эмоционально "разбудить" зрителя и пробудить в нем чувство эмпатии, которого всем нам сейчас так не хватает. У старшего поколения спектакль вызовет светлую ностальгию, а для молодежи станет возможностью понять, что бабушки и дедушки тоже когда-то были молоды, и у них были те же проблемы.
На что я хотела сделать упор? Это самая парадоксальная пьеса Вампилова. Она вся построена на парадоксах, начиная с того, что в ней провозглашается библейская истина "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", но при этом сам автор определяет ее как комедию. Мне показалось интересным найти этот баланс. Самое сложное в постановке - сохранить жанр тонкой интеллигентной комедии 60-х, и при этом не потерять глубины, и вызвать у публики слезы и сострадание.
Ваш "конек" - музыкальные спектакли…
Сусанна Цирюк: "Старший сын" - абсолютно драматический спектакль, но, конечно, в нем звучит музыка. От чего мы отталкивались? От времени, полного радужных надежд, когда волна непривычной музыки ворвалась в страну - после Всемирного фестиваля молодежи и студентов (проходил в Москве в 1957 году), после того, как в кинотеатрах пошли французские и итальянские фильмы. Мы взяли мелодии того времени - российские и зарубежные, но не в их чистом виде (за исключением нескольких цитат, звучащих из транзистора). Здесь мы немного похулиганили. Замечательный композитор и саунд-дизайнер Василий Тонковидов, с которым мы работали на "Маскараде" (там была полностью оригинальная музыка), брал тему и создавал несколько версий современных аранжировок. И мы в этом спектакле не поем. Один герой, Сарафанов (Алексей Титков), напевает под гитару авторскую песню Тонковидова на стихи гениального шестидесятника Геннадия Шпаликова - и делает это блестяще.
Чем обусловлена необычная рассадка зрителей в зале Большой сцены - выгородка?
Сусанна Цирюк: Это так называемая малая форма на Большой сцене (у нас по тому же принципу идут спектакли "Лес", "Мещане" и "Отрочество"). В "Старшем сыне" есть сцены, которые требуют камерного, интимного способа существования, а в нашем огромном амфитеатре мы, наверное, потеряли бы эти краски. А также - крупные планы, как сказали бы в кино.
Вот что рассказал "РГ" актер Алексей Титков, исполнитель роли Сарафанова.
Когда-нибудь мечтали сыграть Сарафанова?
Алексей Титков: Никогда! В молодости я, возможно, хотел бы сыграть Бусыгина. А Сарафанова - нет. Сильнейшее влияние знаменитого фильма Виталия Мельникова, прекрасная роль Евгения Леонова. Конечно, у всех это на слуху, в памяти. Нам нужно было отвлечься от этого, сделать что-то свое (у меня такое не впервые - в спектакле "Обыкновенное чудо" я играю Короля, в кино эту роль сыграл Леонов). Это, к слову, два моих любимых фильма.

Сначала мне показалась странной идея постановки этой пьесы - она из 1960-х годов, немного старомодная, что ли. Но, по-моему, у нас получается легкая, прозрачная история. Возможно, потому, что это обращение к искренности, которая тогда была, незащищенности, доверчивости людей. Посмотрите на наши декорации: некий двор, время, когда соседи знали друг друга, могли попросить пресловутой соли или табуретки для каких-то праздников, ходили в гости, не запирали двери, не думали, что их могут обмануть. Я лично помню те времена, хотя и был тогда маленьким. Постепенно это все уходило из нашей жизни.
Здесь что подкупает? Способность дорожить прошлым, тем, что у тебя было в жизни, что потерял. Все персонажи немного недолюбленные…
Вам пришлось освоить игру на саксофоне? Или вы владели инструментом?
Алексей Титков: Пришлось освоить - насколько это возможно за полгода. Когда я узнал о распределении ролей, сразу спросил режиссера: "Так что мне - учиться играть на кларнете?" "Нет, - сказала Сусанна Юрьевна, - я хочу, чтобы Сарафанов играл на саксофоне". Поскольку это родственные инструменты, время действия - 1960-е, оттепель, к нам пришли джаз, саксофон…
Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа им. А. А. Брянцева:
- Мы все очень волнуемся. Спектакль камерный. Необычная рассадка зрителей. Спектакль музыкальный - сегодня такие постановки востребованы. Когда создавался наш театр, его основатель Брянцев считал, что артисты труппы должны быть "синтетическими", уметь все. Мы каждый сезон приглашаем в труппу новых молодых артистов, они должны быть пластичными, музыкальными, уметь петь, владеть многими качествами. Например, в "Бременских музыкантах" есть еще и цирковые элементы. Хочу пожелать нашему театру, его главному режиссеру и актерам зрительского успеха. На мой взгляд, сегодня у зрителя есть потребность в таком ретро- материале о человеческих отношениях, об этом говорят аншлаги в зале.