Одно мгновение - и фотоснимки становятся стихами: в свет наконец-то вышла книга с фотографиями Ирины Стин и Анатолия Фирсова

На снимках Ирины Стин и Анатолия Фирсова отражена их светопись родины
Ирина Стин и Анатолий Фирсов создали ненаглядный образ России.
Ирина Стин и Анатолий Фирсов создали ненаглядный образ России. / И.Стин, А.Фирсов
  • Всё меньше блеска, меньше
  • света,
  • Всё ближе, ближе тишина.
  • И это верная примета,
  • Что чаша выпита до дна.

Ирина Стин

(монахиня Матрона)

На обложке альбома* - два имени. Ирина Стин и Анатолий Фирсов. Жена и муж. До последнего дыхания не только верные друг другу, но влюбленные друг в друга.

Анатолий Фирсов / Ирина Стин. Фото: И.Стин, А.Фирсов

Со школьной скамьи они были вместе и служили одному делу - искусству фотографии. Все свои снимки они подписывали двумя именами, даже если один из них болел и не участвовал в съемке.

Альбом их работ, шедевров фотографии, - итог полувекового труда Ирины и Анатолия. Итог судеб, навечно соединенных. Зримый плод любви.

Тройка удалая. Фото: И.Стин, А.Фирсов

Замысел альбома родился в начале двухтысячных. В 2012 году он готовился к печати, но вмешались обстоятельства. Чтобы преодолеть их, понадобились долгие тринадцать лет.

За это время приняла монашеский постриг и ушла в мир иной Ирина Игоревна Стин. Всего на несколько месяцев пережил ее Анатолий Васильевич Фирсов. Вскоре отошли ко Господу научный консультант издания Павел Федорович Волков и автор предисловия Валентин Яковлевич Курбатов...

Пурга в Мезени. Фото: И.Стин, А.Фирсов

Все они очень ждали книгу, беспокоились о ее судьбе. Незадолго до своего внезапного ухода Курбатов писал мне: "Забыть такое чудо, как Ирина Игоревна, - грех непростительный. Нашел вот фото, сделанное за несколько дней до смерти Ирины Игоревны (уже матушки Матроны). Слава Богу, что успел припасть к этой руке..."

На снимке Валентин Яковлевич стоит у постели Ирины Стин, взяв ее ладонь в свои руки.

Очевидно, по молитвам матушки Матроны книга и вышла все-таки в свет.

Именно - в свет! Ведь Ирина Стин и Анатолий Фирсов были мастерами светописи. Они не фотографировали, а светописали свою родину. Повсюду искали не правду факта, а правду сердца.

Душа России. Берег Оки, Рязанская область. Фото: И.Стин, А.Фирсов

Названия снимкам давала Ирина Игоревна. Казалось бы, какой пустяк - подписать снимок. Всего одно-два, ну три слова. Но Ирина Игоревна сочиняла эти подписи, как стихи.

"Быстрая весна",

"Сиротство осени",

"Зеркало небес",

"Милый май",

"Поздние слезы. Село Кижма",

"Мокрая тропинка",

"Играет солнце молодое",

"Оклики прошлого",

"Светлый лес",

"На последнем солнышке",

"Купанье облаков",

"Встречают катер",

"Здесь тишина",

"Согретая снегом, укрытая небом, утихла Россия в сумерках дня..."

Как точно и нежно пишет Валентин Курбатов в предисловии к альбому: "Они создали ненаглядный образ России... Фотография, как никакое другое искусство, слышит драматизм жизни, ее ускользание и торопится остановить чудо мгновения, потому что знает, что через минуту это уже будет другая жизнь. А вот этого отражения ветки в окне, этой детской улыбки уже не будет вовеки..."

Перед сном, в вечерней тиши, я снимаю с полки альбом, нахожу фотографию "Танцплощадка. Поленово. 1956 год" и слышу музыку...

Фотографии справа налево: Писатель Валентин Распутин / Танцплощадка. Поленово. Тульская область. 1956 год / Баба Настя Мамаева. Училась вместе с Сергеем Есениным в церковно-приходской школе. 1984. Фото: И.Стин, А.Фирсов

Потом перечитываю воспоминания фотохудожников. С каждым снимком, с каждым рассказом незаметно утихают душевные бури.

И тут надо сказать, что в коробке с альбомом таится... еще одна книга. Вынимаешь альбом и видишь на дне коробки изящный сборник - в нем рассказы Ирины Стин и Анатолия Фирсова. Как верно поступил художник этого издания Иван Лукьянов, разведя фотоснимки и воспоминания по разным книжкам. Ведь любование фотографиями и наслаждение текстами - совсем разные занятия. Иногда хочется смотреть и листать, а иногда - читать. Альбом не возьмешь с собой в дорогу, а книжку - легко.

Иван Лукьянов - выдающийся мастер книжного дизайна, обладатель многих премий. Уже много лет он работает над воплощением проектов Аркадия Елфимова. Каждая из созданных издателем и художником книг становится культурным событием.

Выход же в свет долгожданного альбома избранных фотографий Ирины Стин и Анатолия Фирсова - событие для художника и издателя особенное, заветное. Это не только профессиональное достижение, а веха жизни и судьбы.

Восход солнца над истоком Волги. Тверская область. Фото: И.Стин, А.Фирсов
Из стихов Ирины Стин
  • Когда покину твердь земную,
  • Пройду сквозь пелену небес,
  • В ворота радуги взойду я:
  • "Христос Воскрес!
  • Христос Воскрес!"
  • И встану я с моим народом
  • Под золотые небеса,
  • Пойду вселенским крестным
  • ходом -
  • К плечу - плечо, к душе - душа.
  • А здесь народ - как будто море,
  • Он словно бесконечный лес...
  • Забудь теперь душа о горе:
  • Христос Воскрес!
  • Христос Воскрес!
Заветное

"Наши фотографии - не ностальгия. Это взгляд внутрь, вглубь, но не назад. Я не могу идеализировать. Я знаю, как ссылали. Я видела лагеря, хоть уже и пустые. Я помню, как прощалась с папой в столыпинском вагоне... Но бодряческих видов на будущее в наших фотографиях тоже нет. Вперед даже глядеть не хочется. Хорошо, если Господь помилует. Мы с Толей попали как раз в серединку между тяжким прошлым и страшноватым будущим. Поэтому нам хотелось удержать Россию такой, какой мы ее застали. Ее людей, ее душу..."

* Ирина Стин, Анатолий Фирсов. Избранные фотографии. Воспоминания, устные рассказы. Тобольск. Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска". 2025 год. Тираж 500 экземпляров. Редактор издания С.С. Попов.

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru