"Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар!" Если бы Архимед жил сегодня, в век информационных рычагов, этой точкой опоры для него стал бы... компьютер.
Двадцать три века спустя "угроза" Архимеда, похоже, начинает сбываться. Не успели компьютеры обжиться на свете, как их поразили "персональные" вирусы, - и уже добрых лет тридцать во всем мире владельцы ПК вынуждены покупать все новые и все растущие в цене антивирусные программы. Кое-как приспособились жить с этим злом, как наступает новое: с Тайваня двинулся к нам вирус Win95.CIN, который впервые распространяется по сетям Интернета и уже поразил большинство стран Юго-Восточной Азии.
Но, как ни досадны "персональные" вирусы, могущие задурить компьютер даже и семи пядей во лбу, и какого бы страху ни нагонял первый сетевой вирус, способный вообще вывести из строя вашу любимую настольную игрушку, все это, дорогой читатель, только цветочки. Ягодки созреют - смотрю на календарь - ровно через 524 дня.
Сразу по всей Земле - от Нью-Йорка и Москвы до самых до окраин. Ровно в полночь 31 декабря 1999 года нас всех сразу укусит "компьютерный клоп".
- Уверяю вас, никакой особой проблемы тут нет! - говорит мне заместитель директора Центра научных телекоммуникаций и информационных технологий Российской академии наук М. В. Кулагин. Он устанавливает время в своем компьютере на 23 часа 59 минут 55 секунд 31 декабря 1999 года. Проходит пять секунд - и часы высвечивают: 0 часов 1 января 2000 года. - С Новым годом! - говорит мне Михаил Викторович. - Как видите, никакого "клопа" нет!
- Это потому, что вы его усмирили. И потому, что вы умеете усмирять. А кто не умеет или забудет это сделать?
- Ну, времени еще достаточно, и не такая это сложная задача. Кстати, никакого "клопа" я в своем компьютере не усмирял: эта машина при рождении запрограммирована на четырехзначный формат года. Для нового поколения компьютеров проблема действительно решена. Но что верно, то верно: компьютеры 70-80-х годов показывают только две последние цифры года, поэтому, перейдя новогоднюю черту 1999 года, высветят только два ноля.
- То есть, если не вмешаться в память компьютера, это будет означать, что он автоматически "вернется" в 1900 год, вместо того чтобы вступить в 2000-й?
- Да, но есть внутреннее время компьютера и есть внешнее, сетевое время. Важно, чтобы не произошло сбоя во втором случае.
- А он возможен?
- Этого отрицать нельзя...
Итак, "клоп" - понятие, которое пошло гулять по свету с легкой руки премьер-министра Англии Тони Блэра, - означает, что с наступлением 2000 года наш информатизированный мир неожиданно может забыть целых сто лет и, по сути, вернуться в последний год ХIХ века, когда еще и компьютеров-то не было. Почему мировой технический прогресс вдруг оказался перед угрозой влететь в такой нелепый тупик?
Лидером компьютеростроения в мире, рассказывает Кулагин, была американская фирма "Диджитал эквипмент корпорейшен" (DЕС), занимавшая ведущее положение на рынке вплоть до начала 80-х годов. Но DEC работала почти исключительно на Пентагон: стабильные заказы, безбедное существование... И когда настал час острой конкуренции с молодыми фирмами, начавшими массовый выпуск дешевых персональных компьютеров, DEC проиграла и в конечном счете была продана фирме, которая теперь сохраняет только ее марку.
- Если бы восторжествовали технологические традиции DEC, у нас сейчас было бы гораздо меньше головной боли. Ведь вирусы появились, когда фирма IBM стала выпускать "компьютер для домохозяек". Еще в 1982 году у DEC, которая ориентировалась на профессионалов, были идеальные условия для того, чтобы не пустить на рынок IBM и Мicrosoft, ориентировавшихся на широкий круг потребителей. Кеннет Олсон, основатель фирмы, заявлял, что DEC не выпустит ни одной совместимой с IBM "персоналки". Но экономически DEC проиграла...
- Да что плохого в ориентации на массовый спрос? Разве лучше было бы, если бы компьютер оставался на положении ЭВМ для узких специалистов?
- Скажите, а разве выиграл мир от того, что вместе с дешевыми IBM-совместимыми компьютерами появились массы бесконтрольных программистов, возник мировой подпольный рынок программных продуктов? Ведь вместе с ними появилось свободное поле для вирусов, а потом и для компьютерного терроризма. Именно погоня за прибылью родила и "клопа". Мир напичкан компьютерами старых поколений, не способных распознать, какой завтра наступит век. Допустим, выковыряем на сей раз "клопа". Однако изменится ли в принципе информационная техническая политика в мире? Боюсь, уже поздно...
Не поленись, читатель, возьми в руки сочинение Архимеда "Исчисление песка". Греки не ведали цифр - для счета они употребляли буквы своего алфавита, ставя над ними черточки сверху. Букв было 27: первые девять служили единицами (от 1 до 9), следующие девять - десятками (от 10 до 90), последние девять - сотнями (от 100 до 900). Чтобы выразить тысячи, дописывали косую черточку слева внизу. Потом уже шла мириада - 10000, изображавшаяся как буква "М" с маленькой "а" наверху.
Пределом счета у древних греков была мириада мириад - 108. Что дальше, они не знали, а если и знали бы, то не могли бы назвать. Вот Архимед и поставил перед собой задачу вычислить количество песка, да не просто у себя в Сицилии, и не в Греции только, и не в мире даже, а во всей Вселенной, если бы ее однажды завалило этим песком. И, представьте, вычислил! Определив сначала соотношение диаметров Вселенной и отдельно взятой песчинки, а затем отношение их объемов, он получил цифру 1063. И даже назвал ее: восьмая октада первого периода.
Пятьсот крупнейших предприятий США, объединенных в ассоциацию "Форчун", заявили, что намерены истратить 11 млрд. долларов на изгнание "клопа" из собственных компьютеров, из федеральных и мировых сетей. Предприятия частного сектора на борьбу с этим наваждением намерены истратить 50 млрд. долларов. В результате темпы экономического роста в США замедлятся в будущем году на 0,1 процента. Однако, проанализировав вероятные размеры катастрофы и планы борьбы с ней, обе палаты парламента и Белый дом сочли, что этого явно недостаточно. По их инициативе создана "Группа 2000 года", в которую вошли двести экспертов. В марте они провели самоопрос по десятибалльной шкале: какими могут быть последствия от укуса "клопа"? Наибольшее число голосов собрал 5-й балл: "Экономический спад средней тяжести; некоторые инфраструктурные проблемы: перебои в поставках топлива, электричества и других видов энергии; массовые изъятия денег из банков; проблемы на финансовом рынке". Это еще не самый страшный сценарий. Каждый десятый эксперт "предпочел" балл 8-й: "Депрессия, обвал рынков, частичное введение военного положения". А инициатор опроса эксперт Брюс Вебстер считает наиболее вероятным сценарий по 7-му баллу: "Политический кризис в США; инфрастуктурные проблемы регионального масштаба; социальные конфликты".
И они уже разразились. Владелец магазина в Детройте подал в суд на производителя кассовых аппаратов, не признающих кредитные карточки со сроком годности по 2000 год и далее. Производитель компьютеров из Коннектикута привлек к суду производителя системных программ, которыми он много лет оснащал свои машины. В борьбе с "клопом" вырисовываются именно эти два пути: либо прибить его на месте, в компьютере - так чаще всего и делают крупные состоятельные фирмы, либо найти поставщика "клопа" и содрать ущерб с него - этот путь выбирают предприятия мелкие и средние. Не дожидаясь 2000 года, когда "клоп" укусит миллионы владельцев персональных компьютеров.
Если в ближайшие полтора года всем миром не прибить "клопа", в первом же году нового тысячелетия он может съесть 0,3-0,5 процента мирового ВВП. Это сравнимо с нынешним экономическим кризисом в Азии. Сам по себе азиатский кризис вряд ли утихнет, а тут ему вдогонку уже мчится второй. Архимед лишь шутки ради вообразил Вселенную, заваленную песком, - мириады информационных "клопов" эту сказку могут сделать былью. Чтобы срочно заменить огромный парк старых компьютеров, а за остальные усадить целую армию программистов, миру придется издержать как минимум 600 млрд. долларов, или 10 процентов ВВП Соединенных Штатов. Вот уж поистине: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!"
"В предстоящие десять лет после наступления 2000 года Соединенные Штаты может захлестнуть океанская волна процессов", - заявляет Эндрю Гроу, бывший глава компании "Интел". И главным козлом отпущения во всей этой истории могут глупейшим образом оказаться страховые компании. Они требуют немедленного пересмотра рисков и отказываются страховать тех, кто не предпримет никаких усилий для ликвидации "клопа"...
Ну а мы? Бедность, известно, не порок: относительно поздняя компьютеризация России существенно уменьшила для нас угрозу "клопа". Тем яростней и мы набросились на дешевые импортные компьютеры. Так что, по совету М.В. Кулагина, проделайте и вы тот же эксперимент, что мы с ним: если в вашем компьютере горят только цифры "99" и если их сменят два ноля, значит, вы "клопоугрожаемы". А вообще, замечает мой собеседник, Россия этой участи могла избежать. В конце 50-х в Академии наук была создана серия машин БЭСМ-6 и родилась отечественная информационная технология, которая ничем не уступала западным. Выживи это направление, мы уже давно создали бы свои персональные компьютеры, неуязвимые ни для вирусов, ни для "клопов". Но в годы застоя, когда уже велась работа над серией БЭСМ-10, поступила команда сверху: финансированные прекратить, перейти на ЕС ЭВМ... "А что значит эта единая серия ЭВМ? - говорит М.В. Кулагин. - Мы встали на путь повторения западной технологии, а свою отставили. Если на Западе "клопа" насадили в конкурентной борьбе, то мы его пустили к себе по приказу сверху".
А не издать ли нам по прецеденту новый административный приказ, на сей раз в иной редакции - "истребить "клопа"? К 2000 году и не позже.