Напомним суть вопроса. До 1 июля Россия входила в четверку стран, где можно было не страховать свои авто, а при аварии говорить: "А нет у меня денег и делайте со мной что хотите". Правительство и, между прочим, те же законодатели при рассмотрении закона приводили весомые аргументы в защиту обязательного страхования транспортного средства. И казалось, вопрос решен, с "автогражданкой" смирились и споры можно вести лишь по тарифам. И тем не менее народные избранники решили пойти по популистскому пути на выборы под лозунгом: "В России нет места "автогражданке".
Законодатели разделились на два лагеря. Одни предлагают лишь внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В частности, авторы четырех законопроектов предлагают уменьшить "страховые тарифы, размер и порядок определения которых воспринимаются подавляющим большинством автовладельцев как несправедливые". Весьма обременительными, по мнению авторов документов, они оказались для пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда.
Подсчеты показывают, что пенсионер при пенсии в среднем 1500 рублей обязан застраховать свой автомобиль, заплатив за это приблизительно 850 рублей, заплатить транспортный налог, а это как минимум 450 рублей, да еще ежемесячно оплачивать коммунальные платежи. В год эта сумма достигает приблизительно 70 процентов годовой совокупной пенсии, что в свою очередь не позволяет говорить о "достойном существовании пенсионеров в России". А в 7-й статье Конституции закреплена норма, напоминают авторы законопроектов, что РФ - "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Достигнуть этого можно только путем снижения тарифов "автогражданки" (прим. авт.), другие пути достижения социальной справедливости законодатели, похоже, не считают нужным брать во внимание.
Отметим при этом, что снижение тарифов, которое предлагают данные авторы, все равно существенно отразится на пенсионерах, инвалидах и ветеранах труда. Вместо базовой ставки 2375 рублей предлагается ставка 990 рублей. Причем понижается и порог выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших, с 240 до 120 тысяч рублей и со 120 до 80 тысяч рублей при причинении вреда и здоровью одного потерпевшего. Другими словами, если попал в аварию, на руки выдадут около двух с половиной тысяч долларов на поправку здоровья. А вот как это сделать на такие деньги, авторы советов не дают.
Критики "автогражданки" другого толка решили пойти по радикальному пути - попросту ее отменить. В частности, одна из областных Дум направила письмо на имя Геннадия Селезнева с предложением признать "утратившим силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". И позволит это сделать, считают авторы послания, 104-я статья Конституции РФ.
Анализ исполнения закона об "автогражданке", полагают авторы данной инициативы, показал, что государство приняло на себя несвойственную ему функцию - лоббирование интересов коммерческих компаний за счет ущемления прав граждан. Обязательное страхование гражданской ответственности затрагивает широкие слои населения, большинство из которых люди мало- и среднеобеспеченные. Эти граждане, по мнению авторов данного законопроекта, используют свои авто гораздо реже, чем высокооплачиваемые, в основном для поездок на дачный участок или по хозяйственным нуждам. Им же вменяется в обязанности страховать свою гражданскую ответственность наравне с теми автовладельцами, которые используют свои автомобили повседневно, и, следовательно, имеющими большую вероятность наступления гражданской ответственности. И делают они вывод, обязательное страхование стало формой снижения рисков высокообеспеченной части населения за счет мало- и среднеобеспеченной.
Несмотря на все споры вокруг этого вопроса, граждане все-таки пошли страховать автогражданскую ответственность. По итогам первых двух месяцев с начала действия закона добровольцев, оформивших страховку, сказали нам в Российском союзе автостраховщиков (РСА), около полутора миллиона автовладельцев. На языке цифр это выглядит так: в России добровольно оформляют коммерческие полисы 7 процентов автовладельцев, а полтора миллиона автовладельцев увеличили количество полисов почти на 6 процентов. И это только начало. А 7 процентов, добровольно страхующихся, к слову сказать, те самые высокообеспеченные граждане, за счет которых, по мнению депутатов, будут страдать мало- и среднеобеспеченные. Весь же российский автопарк насчитывает порядка 24 миллионов транспортных средств.
Законодатели разделились на два лагеря. Одни предлагают лишь внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В частности, авторы четырех законопроектов предлагают уменьшить "страховые тарифы, размер и порядок определения которых воспринимаются подавляющим большинством автовладельцев как несправедливые". Весьма обременительными, по мнению авторов документов, они оказались для пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда.
Подсчеты показывают, что пенсионер при пенсии в среднем 1500 рублей обязан застраховать свой автомобиль, заплатив за это приблизительно 850 рублей, заплатить транспортный налог, а это как минимум 450 рублей, да еще ежемесячно оплачивать коммунальные платежи. В год эта сумма достигает приблизительно 70 процентов годовой совокупной пенсии, что в свою очередь не позволяет говорить о "достойном существовании пенсионеров в России". А в 7-й статье Конституции закреплена норма, напоминают авторы законопроектов, что РФ - "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Достигнуть этого можно только путем снижения тарифов "автогражданки" (прим. авт.), другие пути достижения социальной справедливости законодатели, похоже, не считают нужным брать во внимание.
Отметим при этом, что снижение тарифов, которое предлагают данные авторы, все равно существенно отразится на пенсионерах, инвалидах и ветеранах труда. Вместо базовой ставки 2375 рублей предлагается ставка 990 рублей. Причем понижается и порог выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших, с 240 до 120 тысяч рублей и со 120 до 80 тысяч рублей при причинении вреда и здоровью одного потерпевшего. Другими словами, если попал в аварию, на руки выдадут около двух с половиной тысяч долларов на поправку здоровья. А вот как это сделать на такие деньги, авторы советов не дают.
Критики "автогражданки" другого толка решили пойти по радикальному пути - попросту ее отменить. В частности, одна из областных Дум направила письмо на имя Геннадия Селезнева с предложением признать "утратившим силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". И позволит это сделать, считают авторы послания, 104-я статья Конституции РФ.
Анализ исполнения закона об "автогражданке", полагают авторы данной инициативы, показал, что государство приняло на себя несвойственную ему функцию - лоббирование интересов коммерческих компаний за счет ущемления прав граждан. Обязательное страхование гражданской ответственности затрагивает широкие слои населения, большинство из которых люди мало- и среднеобеспеченные. Эти граждане, по мнению авторов данного законопроекта, используют свои авто гораздо реже, чем высокооплачиваемые, в основном для поездок на дачный участок или по хозяйственным нуждам. Им же вменяется в обязанности страховать свою гражданскую ответственность наравне с теми автовладельцами, которые используют свои автомобили повседневно, и, следовательно, имеющими большую вероятность наступления гражданской ответственности. И делают они вывод, обязательное страхование стало формой снижения рисков высокообеспеченной части населения за счет мало- и среднеобеспеченной.
Несмотря на все споры вокруг этого вопроса, граждане все-таки пошли страховать автогражданскую ответственность. По итогам первых двух месяцев с начала действия закона добровольцев, оформивших страховку, сказали нам в Российском союзе автостраховщиков (РСА), около полутора миллиона автовладельцев. На языке цифр это выглядит так: в России добровольно оформляют коммерческие полисы 7 процентов автовладельцев, а полтора миллиона автовладельцев увеличили количество полисов почти на 6 процентов. И это только начало. А 7 процентов, добровольно страхующихся, к слову сказать, те самые высокообеспеченные граждане, за счет которых, по мнению депутатов, будут страдать мало- и среднеобеспеченные. Весь же российский автопарк насчитывает порядка 24 миллионов транспортных средств.
Тарифы на "автогражданку" утвержденные
Тип транспортного средства | Страховые тарифы, базовая ставка (в рублях) |
---|---|
Легковые автомобили юр. лица | 2375 |
Легковые автомобили физ. лица | 1980 |
Прицепы к легковым автомобилям | 395 |
Такси (в том числе маршрутные) | 2965 |
Грузовые автомобили (до 10 т) | 2025 |
Мотоциклы и мотороллеры | 1215 |
Тарифы на "автогражданку" предлагаемые
Тип транспортного средства | Страховые тарифы, базовая ставка (в рублях) |
---|---|
Легковые автомобили юр. лица | 1187,5 |
Легковые автомобили физ. лица | 990 |
Прицепы к легковым автомобилям | 197,5 |
Такси (в том числе маршрутные) | 1482,5 |
Грузовые автомобили (до 10 т) | 1012,5 |
Грузовые автомобили (свыше 10 т) | 1620 |
Прицепы к грузовым автомобилям | 405 |