25.09.2003 16:13
Общество

Наркотики - философия или бизнес?

Как сказалась реформа ведомств на борьбе с наркотиками
Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3305)
Читать на сайте RG.RU

     Организации били тревогу: в связи с ликвидацией отдела по борьбе с наркотиками в региональных структурах МВД и передачей его функций вновь созданному на базе бывшей налоговой полиции ведомству - госкомитету по контролю за нелегальным оборотом наркотических и психотропных веществ в стране наступило золотое время для наркодельцов. Дело в том, что вновь созданные комитеты еще не начали действовать в полную силу. Поэтому наркобароны подняли головы.

На перекрестке опиумных дорог

     Юг России - признанный наркотрафик из стран Центральной Азии и Среднего Востока в центр нашей страны. Однако удивительный факт - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург стройными рядами перешли на героин и экстази, а Ростовская область по старинке продолжает курить гашиш - наркотик куда менее опасный, чем тот же героин. Как удалось сдержать натиск наркоторговцев на юге?
     - Секрета никакого здесь нет, - говорит начальник вновь созданного главного управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ по ЮФО генерал-лейтенант полиции Владимир Лазовский, - тут и ОБНОН хорошо сработал, и менталитет южан сказался. Наркотики естественного происхождения гораздо дешевле, чем синтетические. А у нас они под ногами растут, вот поэтому на юге больше травку курят, чем колются. Но так было раньше. Сейчас обстановка ухудшилась. И на Северном Кавказе, и по стране в целом. Сегодня в России 430 тысяч официально зарегистрированных наркоманов, то есть тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах. Это лишь 10 процентов, которые мы видим. А 90 процентов - скрытые потребители. То есть, по самым приблизительным подсчетам, в России около 4 миллионов наркоманов. Создание комитета - это ответ государства на реальную угрозу наркотизации страны.

В эпицентре беды

     Валерий Лобанов - член общества "За мир против наркотиков" - рассказывает о своей деятельности не очень охотно.
     - Борьба с наркомафией - это моя личная большая война. И шанс выиграть ее у меня не очень велик, - говорит Лобанов.
     - Я помню, как ОБНОН вставлял нам палки в колеса, когда мы пытались вынести на суд общественности деятельность крупных наркобаронов. Но все же "на переправе коней не меняют". Многие оперативники честно работали. Сейчас в Афганистане гигантский урожай конопли. У границы с Азербайджаном уже стоят целые караваны. Юг страны - известный наркотрафик, нам не миновать этого нашествия, мы в эпицентре беды.
     Я уже ничего не боюсь и никому не верю. Страшнее того, что случилось в моей жизни, не бывает - мой сын наркоман. По данным медико-социальных исследований, средний возраст приобщения к наркотическим средствам снизился до 14 лет. Я вижу, как торговцы "дурью" ходят вокруг школ, бесплатно предлагают детворе попробовать наркотики.

Директор СПИДа

     Слава Цуник - человек в Ростове известный. Его называют директором СПИДа.
     Он уже и не помнит, когда выкурил свою первую сигарету, набитую анашой. Затем были более жесткие наркотики, шприц. Но на наркомана Слава совсем не похож, скорее, на преподавателя матанализа в престижном вузе. Через очки в тонкой оправе смотрят колкие глаза, у него хорошая грамотная речь. И очень нервные руки.
     - СПИДом я заразился шесть лет назад, - говорит Слава, теребя мобильный телефон. - Свой диагноз я ни от кого не скрываю, зачем? Пусть люди знают, что это не абстрактная беда.
     - Было время - мелкие наркоторговцы на ростовских рынках людей буквально за руки хватали. Отовсюду неслось: "Опиум, опиум!" - рассказывает он. - Потом пришел ОБНОН, и бизнес этот резко прикрутили. Во главе отдела стоял полковник Юрий Лиознов. В нашей среде его называли "дядя Юра" и боялись как огня. ОБНОН закрыл область для крупных операций с наркотиками. Но постепенно хорошее дело превращалось в обычное доходное место. Ловить стали не распространителей, а потребителей. У новой спецслужбы есть шанс не унаследовать грешки старой. С другой стороны, я согласен с Лобановым. У налоговой полиции клиент был какой? "Белые воротнички". Вот и нечего бухгалтерам наркоманов ловить. Ходит, правда, слух, что глава комитета генерал Меринов никакой не бухгалтер, а "дух", он служил в Афганистане.
     А пока комитет набирает штат, раскачивается, в поселке Мирный в Ростове уже в открытую стоят с наркотой. И в Азове снова распахнулись "форточки", через которые реализуют "дурь".

Войны не будет - повяжем по закону

     - Значит, в среде наркоманов меня называют "духом"? - По лицу начальника комитета по контролю за оборотом наркотических веществ по Ростовской области генерал-майора Станислава Меринова не поймешь, сердится он или нет. - Я действительно служил в Афганистане. Меня направили туда по линии ФСБ. Это была пустыня Регистан, ее еще называют пустыней Смерти. Кроме верблюжьей колючки там ничего не растет, зато в других местах - конопля, конопля...
     Говорят, что и у нас в стране целые поля засеяны. Особенно это юга России касается. Мы уже выявили несколько гектаров таких посевов. Найдем и цеха, где обрабатывают коноплю. Люди боятся, что остались без защиты, но это не так, вот увидите, обстановка улучшится. В стране было 16 организаций, которые занимались борьбой с наркобизнесом. И милиция, и таможня, и ФСБ... Необходимо скоординировать усилия. У ОБНОНа было много хороших дел. Но анализ структуры незаконного оборота наркотиков показывает, что острие уголовной репрессии было направлено в основном против тех, кто совершает незаконные действия с наркотиками, не являясь их активными сбытчиками. В нашей юрисдикции - экономический подрыв деятельности наркоторговцев. Бороться надо прежде всего с организованными преступными группами.
     Штат у нас укомплектован больше чем наполовину. В составе спецслужбы будут работать не только налоговые полицейские. К нам многие идут из ОБНОНа, из ФСБ.

Молитва или наркотик?

     "Директор СПИДа" Слава Цуник сидит в кресле у себя дома и рассуждает о наркоагрессии и способах борьбы с ней.
     -Похоже, комитет возьмется за дело серьезно. Но наркобароны, опиумные дороги - это еще не все. Есть скрытое, глубинное зло - философия наркомании. Идеи - вот что губит лучших из лучших. Бороться с этим сложнее, чем с наркобаронами, и, главное, непонятно как.
     Он указывает на необычную картину, висящую на стене, - яркие цвета, нарушены законы перспективы. Но, бесспорно, талантливо.
     - Автор этой работы Женя Беляева. Училась в художественном училище имени Грекова. Одаренная девочка. Она была носительницей странной идеологии и многих потянула за собой. Женя говорила, что мозг, нервная система - это клапан, пропускающий только жалкий ручеек сознания, который помогает нам конкурировать с другими животными и, следовательно, выжить. А все богатства мира, лежащие за пределами простой пользы, остаются недоступными для нас. Чтобы проникнуть в настоящий большой мир, необходимо приглушить цензорскую деятельность мозга. Сделать это можно с помощью медитаций или молитв.
     Слава надолго замолкает.
     -А есть еще картины этой девочки?
     -Картины-то есть, девочки больше нет. Схоронили мы ее год назад. Не хотелось Жене существовать в "урезанной" вселенной. А молитвы и медитации - это было не для нее. Она выбрала другой путь - быстрый и эффективный. Психотропные средства.
     Женя погибла от передозировки. Такое случается. Ей было шестнадцать.
     Ежегодно от передозировки наркотиков умирают 70 тысяч человек.

Соцсфера Криминал Ростов-на-Дону Юг России МВД