В соответствии с этим документом регионы должны перевести на торф свои тепловые электростанции и котельные, изначально спроектированные и построенные с учетом использования местной сырьевой базы.
Это вполне оправданно: во всех областях Верхней Волги залежи торфа поистине неисчерпаемы. И они активно использовались до того момента, как на службу коммунальному хозяйству и энергетикам пришли мазут, газ или каменный уголь. Например, в Ярославле на торфе работали Ляпинская ГРЭС и ТЭЦ-1.
На территории области, по данным на 1976 год (позже изыскания не проводились), насчитывается свыше тысячи разведанных месторождений, в которых находится не менее 400 миллионов тонн торфа. Даже если половина этих запасов расположена на особо охраняемых государством участках или низкорентабельна при разработке, вторая половина может обеспечить топливом регион на долгие годы. В свое время на основе Макеихо-Зыбинского месторождения, расположенного в Некоузском районе Ярославской области, был возведен торфоперерабатывающий комбинат, считающийся самым крупным в Европе. Однако переход котельных на более энергоемкие виды топлива поставили его на грань выживания. В середине девяностых годов здесь главным образом выпускали торфяные горшочки, предназначенные для рассады растений на дачных участках. Вместе с тем использование торфа даже при его низкой энергоэффективности (по сравнению с тем же каменным углем или газом) остается высокорентабельным. Особенно сейчас, когда цены на "привозные" энергоносители растут не по дням, а по часам. Например, коммунальное хозяйство области ежегодно потребляет 80 тысяч тонн сибирского угля по полторы тысячи рублей за тонну. В то время как добыча тонны торфа обходится в сто рублей.
При использовании торфа в качестве топлива меньше страдает экология. Он не дает такого количества сернистых выбросов в атмосферу. Его зола может быть употреблена в качестве удобрений. Недаром экологические платежи за сжигание торфа в котельных в сто раз меньше, чем за использование угля.
В области уже модернизированы под местное топливо свыше 60 котельных. Средства, вложенные в переоборудование, окупаются за год с небольшим. Тем не менее многие главы местных муниципальных округов по-прежнему делают ставку на поставки угля и мазута. Дело в том, что покупку привозного сырья финансирует областной бюджет и местным властям безразлично, на каком топливе работают их котельные.