По официальным данным, площадь Москвы около 1091 квадратных километров. Берлина - немногим меньше: около 892 тысяч квадратных километров. Нагрузка на дорожную сеть обеих столиц (с известным допущением, конечно) может измеряться во вполне сопоставимых цифрах. Берлину, может быть, пришлось даже сложнее. Надо было соединить транспортные системы двух почти полностью изолированных друг от друга половин города. Сегодня можно сказать, что это удалось, хотя многие предрекали транспортный коллапс и круглосуточные пробки по всему городу. Справились с этой задачей благодаря тщательному планированию и прогнозам специалистов.
Автомобильная пробка (по-немецки: stau, штау) - явление, хорошо знакомое и очень нелюбимое жителями Германии. Справедливости ради надо сказать, что пробки, в которых приходится стоять несколько часов, выпадают на долю среднестатистического водителя не так уж и часто. Чаще же всего в пробках движение полностью не прекращается, и водителю в конце-то концов удается вырваться на вольный простор немецкого автобана, на отдельных участках которого скорость никак не ограничена. Можешь жать хоть 300 км, компенсируя потерянные в пробке время и нервы.
Правительство Германии борется с автомобильными пробками с последовательностью и настойчивостью, которыми так славятся немцы. Первая четырехлетняя программа, которая так прямо и называлась Anti-Stau-Programm, действовала с 1999-го по 2002 год и была успешно выполнена. Сегодня с подачи министерства транспорта, строительства и городского хозяйства принята вторая, уже пятилетняя (до 2007 года) программа. Она предусматривает меры, которые призваны перераспределить и упорядочить транспортные потоки, избавив немцев от проблемы пробок. Планируется расширить четырехполосные автобаны с нагрузкой более 65 тысяч автомобилей в день до шести полос. Автобаны с интенсивными потоками грузового транспорта оснастить дополнительными стоянками, увеличить число и расширить площадь карманов на случай аварийных остановок.
Строят немцы внешне неторопливо, но очень качественно и продуманно. В Берлине нельзя представить, чтобы появилась магистраль без разгонных полос, как при въезде на МКАД. Или узкое горлышко тоннеля под Ленинградским проспектом на третьем кольце. Сделав все по уму с самого начала, немцам теперь не надо каждое утро совершать действия, которыми вынуждена заниматься московская автоинспекция, уминая потоки машин. Берлинский внутригородской автобан (заходит с юго-запада в центр города, а затем выходит на северо-запад) - один из самых загруженных в Германии. Нагрузка - более 200 тысяч автомашин в день. Он постоянно модернизируется: сейчас происходит расширение до трех полос в одну сторону. Идет интенсивное строительство внутригородского кольцевого автобана, похожего на московское третье кольцо. После завершения этой стройки приобретет законченный вид вся транспортная сеть немецкой столицы, в которой не останется места для пробок.
Строительство новых и ремонт старых дорог в Берлине рассматривается немцами как важное, но отнюдь не самое главное в борьбе с пробками. Все более-менее важные дороги, тоннели, перекрестки оборудованы специальными детекторами, радарами и телекамерами, которые регистрируют количество и интенсивность движения, сообщая каждые 15 секунд в специальный электронный центр обновленные сведения. Этот центр соединен с другими, например, с Центром полиции Берлина по регулированию дорожного движения, и представляет единую систему. Она в реальном режиме времени реагирует на возникающие пробки, изменяя работу светофоров, вводя ограничения скорости, а при необходимости высылает полицию или дорожные службы.
В немецких городах вообще и в Берлине в частности существует хорошо продуманная система парковок. Машины оставляют на открытых площадках вдоль дорог, на многоэтажных подземных или надземных стоянках, где они никому не мешают. В центре города эти услуги платные. Найти бесплатное место практически невозможно: повсюду запрещающие знаки и разъезжает масса специальных полицейских, которые только и ждут очередную жертву, чтобы повесить ей на лобовое стекло штрафную квитанцию за невыполнение требований знака. Минимальный штраф за неправильную парковку в Берлине 15 евро. Если же припаркованный автомобиль создает помехи, его очень быстро увезут на специальную стоянку. Штраф в этом случае возрастает.
Система оплаты в многоэтажных паркингах хорошо продумана. Обойти ее нельзя: не оплатив в автоматическом турникете услугу, покинуть стоянку можно, только протаранив шлагбаум, как это показывают в крутых боевиках. О таких трюках в реальной жизни пока слышать не приходилось. Даже ушлые и жуликоватые эмигранты из бывшего СССР, осевшие разными путями в Германии, и те вынуждены играть по правилам и исправно платят за парковку. Аналогичная система действует по всей Германии - от Киля до предгорий Альп на юге страны.
Принадлежат такие паркинги как частным владельцам, так и муниципалитетам, и отнюдь не убыточны. Расположены они и в самом центре городов, где стоимость земельных участков самая высокая, и у важных транспортных узлов, вокзалов, ярмарок, туристических и торговых центров. Строительства принудительных стоянок вроде перехватывающих парковок в Москве в Берлине пока не намечается. Берлинцы даже в центр города предпочитают доезжать на автомобиле непосредственно до места работы. Такой подход можно, наверное, объяснить достаточно эффективной борьбой с пробками.
Хотелось бы отметить одну особенность во всенародной борьбе немцев с пробками на дорогах. Улицы в столице Германии перекрывают только во время визитов глав других государств, и то на очень короткое время. Даже передвижения канцлера и президента Германии, так же как и мэра Берлина, проходят незаметно, без сирен, кавалькад и многочисленных оцеплений. Машины первых лиц государства, подчиняясь правилам, обязательным для всех, замирают на красный свет и ждут зеленого. Точно так же наравне с обычными гражданами они стоят и мучаются в пробках. Наверное, поэтому проблема автомобильных пробок так близка немецким политикам любого ранга.
Немецкий опыт в этой области приводит к грустным выводам. Видимо, пока облаченные властью отечественные чиновники будут решать проблемы московских пробок для себя лично с помощью сирен, мигалок, триколоров и прочей виповской атрибутики, позволяющей персональным машинам шпарить по встречным полосам, каких-либо серьезных подвижек в этом вопросе ждать не приходится.