07.10.2003 05:10
Экономика

"Лукавые" карточки

Магазины сильно лукавят, когда обещают своим покупателям скидки по пластиковым картам
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3314)
Читать на сайте RG.RU

      Каждый уважающий себя супермаркет сегодня не отпустит клиента без заветного куска пластика. Более того, владельцев пластиковых карт балуют всевозможными скидками и акциями. Ну как тут их не приобрести, когда каждый раз, заходя в магазин, слышишь заманчивые предложения. Но что дает эта карта на самом деле и кому она больше выгодна - самому магазину или клиенту: вот вопрос.

      - Свою карточку магазина "Рамстор" я окупила сразу, - рассказывает Елена Козлова, домохозяйка. - Просто я хотела подарить ребенку дорогую настольную игру, а по карте она стоила гораздо дешевле. Поэтому 25 рублей - стоимость карты - я отдала без особого сожаления. Но, должна признаться, это был единственный раз, когда карточка принесла мне какую-то скидку. Сколько раз я покупаю товары в этом магазине - ни рубля больше не сэкономила. Дело в том, что карточка дает скидки, как правило, на те продукты и вещи, которые мне даром не нужны. А на самые ходовые товары скидки нет.

      Особо преуспели в распространении своих карточек магазины косметики и парфюмерии "Ив Роше". Скажем прямо - не лучшая европейская косметика. Но в крупных городах, похоже, нет ни одной мало-мальски обеспеченной дамы, которая не носила бы с собой карточку ядовито-зеленого цвета. Попробуем разобраться - а что же она в конечном итоге дает? По предлагаемой системе покупательницы должны копить печати, которые ставятся в карточку при каждой покупке. Есть четыре печати - заполнен первый уровень. Всего уровней четыре, и в конце каждого дается подарок. Можно брать подарок после заполнения всех четырех - тогда он будет солиднее.

      Но что дается в подарок? Пробники - маленький шампунь и гель для душа, например. Простите, но в любом европейском магазине "Ив Роше", эти же вещи презентуют просто так, без всяких карточек и накоплений. Если учесть, что цены в российских магазинах этой сети и так гораздо выше, чем в любом другом месте, то за кого принимают россиянок?

      Зато в обмен на карточку, покупательница дает магазину данные о самой себе - адрес, телефон, фамилию. И регулярно получает открытки с приглашением прийти в магазин, где ждут скидки и подарки, а значит, новая возможность копить бонусы на пресловутой карточке. Подарки оказываются неплохими - часы, косметичка, шарф. Но вот беда: в них же будут ходить все подряд. И лежат они, как правило, в шкафу у "счастливой обладательницы карточки" как пресловутый чемодан без ручки: носить нельзя, а выбросить жалко.

      Очередная карта получена в парикмахерской или в салоне красоты. Хорошая карта, но вот беда - скидка на ней, как правило, всего два или три процента. Теперь считаем. Карточки такие выдают в большинстве своем дорогие салоны. Один поход в такой салон обходится полторы - три тысячи рублей. Соответственно двухпроцентная скидка будет составлять от тридцати до шестидесяти рублей. Но вы же "на чай" парикмахеру больше оставляете!

      Ресторанная карта - тоже не редкость в наши дни. Однако и здесь есть свои подводные камни. Как часто мы ходим в ресторан, причем в один и тот же? Если средства есть, рестораны хочется менять - сейчас появилось их столько, что за всю жизнь обойти не успеешь. Если деньги считаешь, то в ресторан выбираешься редко. Зачем карточка, которой пользуешься раз в год? То есть получается, что ресторанная карта выгодна для довольно ограниченного круга людей, как правило, сотрудников фирм, которые проводят представительские завтраки, обеды и ужины. Кроме того, скидка на карте обычно составляет 5 или 10 процентов. Столько же, как правило, составляют чаевые от суммы заказа.

      Случается, рестораны объединяются и делают одну карточку на целую сеть предприятий. Скажем, есть у нас такая карта "Почетного гостя". Там можно накапливать или снимать бонусы, в собственный день рождения ужинать почти бесплатно и прочее.

      - Самая большая выгода от карточки "Почетного гостя" была следующая, - рассказывает предприниматель Евгения Стефанова. - У них есть договор с банком, где тоже можно оформить карточку. Так вот, на моей банковской карте по-английски появилась надпись "Почетный гость", и когда я езжу в зарубежные поездки и у меня видят такую карту, уважительное отношение сразу обеспечено.

Следующая на очереди - карточка из несуществующего места. Не

успеваешь получить такую в каком-нибудь предприятии из сферы обслуживания, как оно бесследно исчезает. Приходишь через месяц и пожимаешь плечами: как же так - была химчистка или обувной магазин, а нынче - булочная или аптека. Когда без карточки - не так обидно, а тут пообещали и ничего не дали. Нередки случаи, когда отказываются делать по карточке обещанную скидку. Не можем - и все тут. И ничего покупатель не докажет.

      В странах цивилизованных редкий покупатель или покупательница выйдет из дому без портмоне с различными карточками и вырезками из газет и журналов. Причина одна - это работает. В обществе, где за потребителя действительно вынуждены бороться, карточки предоставляют клиентам все удобства. У нас не всегда понятно, для кого кусок пластика - для покупателя или для продавца. Заполняя положенную при получении всякой карточки анкету, мы зачастую просто даем сведения для маркетинговых исследований и различных акций фирмы.

      В итоге получается, что в нашей сегодняшней жизни самые выгодные карточки проездные да телефонные. Хотя с ними тоже есть проблемы. В большинстве своем они действуют только в течение определенного времени. И если не сумел проехаться или позвонить, то... опоздал.

 

Товары и цены