08.10.2003 02:00
Digital

Информатика - как и зачем

Учителя ждут учебников и образовательных стандартов
Текст:  Александр Горин Константин Липихин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3315)
Читать на сайте RG.RU

Многие школы Москвы получают в свое распоряжение полностью оборудованные компьютерные классы от окружных управлений образования. Некоторым удалось "собрать" один-единственный класс, да и то "с миру по нитке" - собственными силами. А тысячи школ, к сожалению, пока только мечтают о том, чтобы приобщиться к Всемирной паутине.

Чему должны учить

Изучение компьютерных сетей и, в частности, Интернета - часть обязательного образовательного минимума, который утвержден Минобразованием России по информатике. Сегодня рекомендовано десять учебников, на которые должны ориентироваться учителя. При этом учебники А.Г. Кушниренко и А.Г. Гейна (оба рассчитаны на 7-9-е классы) ученики получают бесплатно, а вот за остальные школы должны выложить деньги. Причем выбор учебника зависит от специфики образовательного учреждения и во многом от личных предпочтений учителя информатики.

В 10-11 классах в соответствии с базисным учебным планом информатике отводится один час в неделю. Прямо скажем, негусто. В новых вариантах учебных планов изучение курса "Информатика и ИКТ" (ИКТ - информационно-коммуникационные технологии) перенесено в том же объеме в 5-9-е классы. Сделано это для того, чтобы в старшей школе, готовящейся перейти на профильное обучение, предмет осваивался более глубоко.

Однако следует заметить, что в разрабатываемых сегодня образовательных стандартах для профильной школы информатика исключена из плана обучения в гуманитарных профильных классах. Верно это или нет? Учителя информатики считают: в корне неверно. Хотя бы элементарные навыки работы с компьютерами нужны абсолютно всем. Но есть и специалисты, которые придерживаются иной точки зрения. Стандарты пока не утверждены. И не исключено, что информатика все-таки получит "право на жизнь" без ограничений.

С прошлого года информатика пришла в начальную школу: этот предмет рекомендован во 2-4-х классах. Один урок в неделю и один час факультативно. Главное - научить ребенка навыкам работы с компьютером, познакомить с основами информационной безопасности. В некоторых округах столицы компьютерами уже оборудуются детские сады. Как подтвердили "РГ" в одном из столичных окружных методических центров, дошколята, возможно, будут даже изучать основы информатики при помощи программ, специально подготовленных для их возраста.

Кстати, с нынешнего учебного года Министерство образования планировало начать повсеместное изучение информатики со второго класса. Пока не получилось.

- У нас нет пока точных данных о том, как влияет компьютер на зрение, нервную систему и психику 7-8-летнего ребенка, - говорит министр образования Владимир Филиппов. - По рекомендациям медиков, ученик второго класса должен проводить перед экраном не более десяти минут в день. Введем информатику - и ребенка невозможно будет удержать в рамках медицинских требований. Нам предстоят еще тщательные исследования по изучению влияния компьютеров на детскую психику.

Вызывается к доске

А что думают о школьной программе по информатике учителя? Целесообразно ли подключать к Интернету все учебные компьютеры? По мнению Лидии Воронович, преподавателя информатики московской школы N 575, школьников следует обучать базовым навыкам владения компьютером, программированию, им нужно осваивать основные компьютерные программы. А вот с Интернетом, считает она, учащиеся могут познакомиться и самостоятельно, вне уроков. Совершенно иной подход к использованию Интернета в школе N 585: там компьютеры подключены к Сети, а ребята учатся создавать собственные веб-странички.

Большинство ребят с огромным удовольствием занимаются в компьютерных классах и могли бы заниматься больше. Но все дело в малом количестве учебных "часов". Учителя говорят об этом не без горечи. Впрочем, многие школы решают эту проблему с помощью организации внеклассных занятий или кружков по интересам.

Нельзя сказать, что в школах наблюдается острый дефицит учителей информатики. В той же школе N 585 таких преподавателей трое. Но проблема в большинстве случаев решается через переподготовку уже работающих педагогов. За последние несколько лет если в какую-нибудь школу и пришел молодой преподаватель - выпускник педвуза, то это скорее исключение, чем правило. Так что надо отдать должное Минобразованию - система повышения квалификации и переподготовки учителей работает эффективно. И именно с ее помощью школы восполняют недостаток педагогов по предмету.

На вопрос "РГ", чего учителям информатики не хватает сегодня прежде всего, они в один голос заявили: "Сделайте хороший учебник".

Наука думать

Наверное, не все знают, что курс информатики в отечественной школе появился благодаря академику Андрею Петровичу Ершову. Еще двадцать лет назад, когда массовой компьютерной революции не ожидалось ни у нас, ни на Западе, он утверждал: программирование - вторая грамотность. И верил: новые компьютерные технологии войдут в быт каждого человека.

Ершов и стал "отцом" нового школьного предмета - "Информатики", подготовив первый учебник и предложив модель обучения программированию без компьютера. Это был школьный язык алгоритмического программирования, в конструкции которого использовали русский язык. В работе над тем учебником принимал участие Анатолий Кушниренко, впоследствии подготовивший новые школьные учебники по информатике.

- Сегодня должно быть принято принципиально важное решение: сохранение информатики как отдельного школьного предмета, - говорит Анатолий Георгиевич. - В том числе и в гуманитарных классах. Как именно будет преподаваться курс - не столь существенно. Сколько часов выделено на информатику, какие утверждены учебные планы, что реально "выдается" по этим программам и т.д., - все это легко изменяется. Более того, содержание уроков может и должно определяться конкретным преподавателем, использующим существующие методики в качестве ориентиров.

Меня совершенно не пугает, когда учитель доводит до детишек лишь тот материал, который он хорошо знает сам и который ему лично нравится. Более того, я считаю такое положение вещей идеальным. Покуда учитель остается в рамках предмета и добросовестно преподает то, что считает правильным, - я обеими руками "за".

Не менее важно, - продолжает Анатолий Кушниренко, - сохранить поле для конкуренции учебников, идей, программ. Если будет введен общероссийский стандарт, это еще терпимо. Но если чиновник напишет обязательную программу - это будет смерти подобно. Шестнадцать лет назад, введя в школе информатику, мы совершили важный прорыв в будущее. Тогда за три месяца были написаны учебники, построена инфраструктура, появились методисты, кабинеты информатики, инструкции. Можно сказать, придумали и на голом месте создали новую жизнь, невзирая на недостаток технических ресурсов. Если все это поломать, отменив школьную информатику как предмет, последствия могут оказаться необратимыми.

Только факты

Начался третий год реализации ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", заказчик которой - Министерство образования РФ. Первоначально заложенный в программу объем ее финансирования - 56 миллиардов рублей. Большую часть этой гигантской суммы - 22,4 млрд. - должны выделить бюджеты субъектов Федерации, 16 млрд. - федеральный бюджет, остальное предполагается привлечь из внебюджетных средств.

Среди предметных задач программы можно выделить две основные: обеспечение школ компьютерами (создание телекоммуникационной инфраструктуры для них - задача ФЦП "Электронная Россия") и подготовка электронных учебников и методик.

В 2001-2002 годах на компьютеризацию школ фактически истрачено 4,2 млрд. рублей. В 2002 году в программе приняли участие 86 субъектов Федерации. Компьютеризация сельских школ осуществлялась по принципу - "в каждую школу по компьютеру", таким образом, оказалось охвачено 92% учебных заведений. Полноценные компьютерные классы, рассчитанные на использование несколькими школами, устанавливали при компьютеризации городских и поселковых школ. Из этих школ компьютеризировано чуть меньше половины. Всего в школах было установлено 130 с лишним тысяч компьютеров. Подробности реализации программы оперативно освещаются на специальном сайте по адресу: ccs.mto.ru.

 

Интернет Образование Минобрнауки