На заседании многие депутаты говорили образно, обижая друг друга, о том, что "черного кобеля" уже не отмыть, а как бы можно было все вернуть назад и вовсе этого закона не принимать. О том, что нужно зрить в корень: кому закон нужен - автолюбителям, пешеходам или страховщикам. От образности не удержался даже полномочный представитель Президента в Госдуме Александр Котенков, позволил себе лирическое отступление о корнях.
То, что некоторые принимают за корни, на самом деле, по мнению Котенкова, лишь искривленные ветки, которые можно обрезать. А корни не корчевать. Это следовало понимать в том смысле, что закон об "автогражданке" оставить, а все его искривления вроде чрезмерных тарифов и недобросовестных страхователей исправить. Ведь без закона об обязательном страховании гражданской ответственности, заметил Александр Котенков, нас в Европу не пустят.
Депутаты рассмотрели вчера тринадцать законопроектов из пятнадцати, включенных в повестку. Один законопроект был отозван еще до начала заседания, другой потерял смысл к его концу.
В принципе, если бы думцы хотели действительно лишь исправить ситуацию, вряд ли стоило писать законопроекты почти под копирку. Некоторые депутаты представляли даже сразу по два проекта. Можно было сложить законотворческие силы по интересам и позициям и выдать три законопроекта. Ведь позиций было как раз три - отменить принятый закон, приостановить его или улучшить. Был еще один принципиальный нюанс: кто должен устанавливать тарифы?
Многие депутаты предпочли бы взять на себя эту функцию, потому что "Правительство ездит на иномарках, ему не понять тех, кто на "жигулях". Депутаты, правда, тоже на иномарках, но у них "через каждые четыре года бывают критические дни", когда надо держать ответ перед народом.
Центристы предлагали закон улучшить - снизить тарифы, ввести льготы ветеранам, отложить применение штрафных санкций. Над этим проектом готово было вместе с депутатами поработать и Правительство. Жириновский хотел страховать вообще все в нашей жизни, все страхи, в том числе и беременных женщин от врачей, советующих делать аборты. Но в большинстве проектов в разных вариациях просматривалось желание отменить принятый закон об "автогражданке" или отсрочить. Не были согласны правые: как же так, уже пять миллионов автовладельцев застраховали свою ответственность! Если отменить, значит, они подумают, что государство опять втянуло их в какую-то аферу.
"Мы погорячились, это надо признать и заморозить ситуацию, чтобы разобраться во всем спокойно, изучить практику применения", - возражали сторонники отмены. И советовали дисциплинированным автолюбителям, уже застраховавшим свою гражданскую ответственность, либо расторгнуть, либо перезаключить страховой договор на условиях добровольности.
Это лукавство, возмущался председатель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов. Так и будет Дума от выборов до выборов приостанавливать действие закона? Но ни его возмущение, ни аргументы не помогли.
В рейтинговом голосовании победил проект Геннадия Райкова, который предлагал сдвинуть все нормативные сроки по "автогражданке" ровно на год. То есть обязательной она становится с первого июля 2004 года. Законопроект поддержали 249 депутатов. Но это только первое чтение. Поправки в законопроект разрешено вносить до 31 октября.