А тут трах-бах, не шумело-не звенело - "техосмотр в частные руки"! Тот самый злосчастный и ужасный техосмотр, от которого у любого водителя пропадает сон, о котором нашим братом-журналистом за многие годы писано-переписано разгромных статей, сказано-пересказано гневных слов!
Честно говоря, я обрадовался: правильно, давно в этом деле надо было навести порядок. Собратья-журналисты дружно поддержали идею: "У гаишников отнимут жирный кусок", "Конец беспределу?" и пр.
А потом задумался: и как здесь на самом деле навести порядок? Ведь Россия не Швейцария и не Англия: закон издашь, все исполняющие в струнку не вытянутся и под козырек не возьмут. Как бы это было здорово, если бы было у нас, как на Западе! Я знаком с разным западным опытом техосмотров: частные ли станции техобслуживания (как в Англии), частные ли с государственными (как в Италии), отстранена ли полиция от техосмотра (как в Германии) или участвует в нем (как в Швейцарии), но я хочу приехать туда, где мне приведут машину в порядок (разве сам я в этом не заинтересован?) и в кратчайшее время, за нормальные деньги выдадут необходимые документы для дальнейшей езды по дорогам.
А если слесарь схалтурит с моей машиной в яме или если я попытаюсь сунуть слесарю, полисмену сотню евро, чтобы он закрыл глаза на ремонт тормозной системы моего автомобиля - ремонт, стоимостью в триста евро, - то вариантов пусть будет четыре, я согласен: слесаря посадят, полисмена, меня посадят, станцию лишат лицензии на производство ТО и ее хозяин пойдет по миру. Ну хочу я порядка в стране, ну тянет меня в "поле закона".
Ребята, мы где живем? Размечтались!
Умом Россию - запросто понять: российским
У нас слесарь с полисменом между собой всегда договорятся, а мою сотню поделят. Мне же выдадут все документы для дальнейшей езды по дорогам. И уже через пару часов разоблачить нас будет невозможно - может, у меня тормоза по дороге к дому кончились?
Компьютерная диагностическая распечатка - документ, вы говорите? Его, говорите, не подделать? А что, компьютеры разве не люди обслуживают? Видели мы распечатки - такие, какие этим людям нужны.
Друзья мои, это не для России. Мы уже четвертый месяц нюхаем западный опыт и меняемся "визитными карточками" наших "автогражданок" при мелких авариях, теряя часы на дороге, дни теряя в беготне оформления и получения денег и перегораживая целые проспекты. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. А если еще учесть, что на Западе даже четырехлетняя машина - старье, все машины практически новенькие, а у нас половина парка имеет возраст более десяти лет!
И потом, почему мы по многу раз наступаем на одни и те же грабли? Вы что, не помните, как в 1995 году появились коммерческие ПИКи (пункты инструментального контроля), какие цены они установили, как измывались над водителями там самые настоящие "братки", взявшие дело в свои руки, и как все мы завопили: избавьте нас от такого техосмотра! Наука эта нам впрок не пошла?
А почему, вы спросите, там появились "братки"?
Куда идут "братки"
А еще вспомните начало девяностых: чтобы дать дорогу только нарождающимся кооперативам, МВД запретило на первых порах вмешиваться в их деятельность. И что получилось? Менты ушли, "братки" пришли - место денежное пусто не бывает. (Потом, правда, и менты вернулись.) "Братки" идут туда, где прибыль, рентабельность 80, 100, 200 и более процентов, ПИКи - это то, что им надо. Знаете, какие там будут цены, если уйдут менты? Частные эвакуаторы и штрафстоянки с космическими ценами на "услуги" нас, похоже, опять ничему не научили? Этих-то, в форме, хотя бы за взятки можно привлечь, а у частника это уже будут не взятки - коммерция.
Что же я предлагаю и есть ли выход из ситуации?
Есть. Он виден тем, кто информирован о проблеме. И тем, кто свободен от эмоций, ведь на народной ненависти к ГИБДД-ГАИ не один уже публичный человек сделал себе карьеру, даже автомобильные партии на этой почве нарождаются.
Пять лет назад ГАИ начала практиковать новую форму работы при проведении техосмотров: заключать договоры с государственными и частными станциями, снабжать их регламентирующими процесс документами, техдокументацией с требованиями к автомобилям, согласованными с ЕЭК ООН, членом которой Россия является. За пять лет было создано в стране около 350 таких "лицензированных" государственных стационарных и передвижных станций и почти тысяча (!) частных. Эти мелкие и средние частники вложили в экономику страны более миллиарда долларов. Это плохо?
Чтобы увидеть хорошее - обязательно его потерять?
Трудно не заметить, если вы объективны, что в последнее время наблюдается спад претензий автовладельцев к милиции из-за техосмотра - то ли кричать надоело, то ли боль поутихла. А может быть, потому стало поспокойнее, что сегодня более 40 процентов автовладельцев проходит именно через такие "совместные предприятия", которых в одной Москве только сорок четыре? Предприятия, которые, кстати, в прошлом году большую часть 25,2 миллиона машин проверили, запретили эксплуатацию 4,3 миллиона "транспортных средств", обнаружили перебивку номеров агрегатов на 4500 машин и из угона вернули 2000 автомобилей. Не получилось бы так, как в другой пословице: "Что имеем - не храним, а потерявши - плачем".
Увы, пока в России цивильный, "законный" опыт (т.е. опыт действия закона) неприемлем. По крайней мере там, где крутятся "живые" деньги. У нас законы работают (пока), только если имеют властный, жесткий "хребет". В проблеме техосмотра таким хребтом является милиция. Да, нам приходится, к сожалению, давать им взятки не только на дорогах, но и при ежегодном ТО. Но задумайтесь о том, как бы не раскошеливаться намного больше, если техосмотр перейдет в частные руки. И стоит ли этот хребет перебивать?
А вот теперь - о самом главном
О деньгах. Вспомните, как настойчиво лет семь назад медицинские компании пробивали новые, дорогие аптечки для автомобилистов и как все этому сопротивлялись? Не меньше, чем теперь "автогражданке". Пробили. Тогда на кон была поставлена пара сотен миллионов долларов в год.
Года два страховые компании с еще большей страстью тащили нужный, в общем-то, закон об "автогражданке", который "стоит" в двадцать раз больше. Пробили, но в каком виде?
Техосмотр (плюс сервис) "стоит" в масштабах страны при ее более чем 25-миллионном автопарке раза в три больше "гражданки", это огромные деньги и понятно, что дело идет к перераспределению этих громадных и ежегодных стабильных денежных потоков. Кому перераспределить - это мы скоро узнаем. А вот куда они текут сейчас?
Из карманов мелких и средних частников, пошедших в "техосмотровый" бизнес, преумножаясь от наших плат, они текут в руки наших же рабочих, их хозяев, текут в налоговые органы, а от 10 до 15 процентов - в МВД-ГИБДД.
И слава богу, мы же все - журналисты, политики - сотни раз сетовали на нищету наших "органов", рекомендовали сделать их денежное содержание достойным, не унизительным, а только-только пошли денежки - отдать их другим? Кому? И почему?
И последнее - в приказе МВД N 708-61Н-126 от 03.08.2001 г. о нормативах совместного милицейско-коммерческого техосмотра есть удивительный и неприметный последний пункт - двенадцатый: "Уровень рентабельности работ по техосмотру... не может превышать 20 процентов".
Вот кто из вас догадается, что это значит, тот по-настоящему задумается о судьбе техосмотра. А это значит, что цены такого сервиса заоблачными быть не могут. Потому что ни грабителей, ни криминала с бандитами на предприятиях с таким уровнем дохода не будет (да их и нет сейчас!), им "по барабану" такие доходы, если знать, что на обычных автосервисах уровень рентабельности свыше 35 процентов. А мелкий и средний бизнес за таким процентом побегут, и побегут очень быстро. Почему? Да потому что он постоянный и гарантированный "при любой погоде".
В общем, друзья-автомобилисты, мне менты взяток не давали за то, что я за них сейчас высказался, нарушений не прощали и даже никакой "ксивы" неприкасаемого я не имею.
Просто я думаю. Думаю для того, чтобы не было хуже: разрушать мы умеем здорово. Строить - не очень получается. Пока.