Привычные песок и соль в крупных городах - это уже история. На помощь автолюбителю идут в ход современные препараты. Конечно, и стоят они значительно дороже старых испытанных средств, и количество их вечно ограниченно, а посему, кто больше их сэкономит, тот и в фаворе, но зато считается, что они экологически чисты. Действительно, сколько тонн песка забивали московские канализации, сколько тонн соли высыпалось в московские реки? Тут в пору соляной пустыне образоваться...
Но вернемся к реагентам. У них есть свои тонкости, которые отнюдь не на руку автолюбителю. О том, какие казусы поджидают водителя на дорогах, политых это химией, рассказывает профессор Российского государственного университета физической культуры, директор Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков:
- Реагент, которым коммунальные службы поливают дорогу, разрушает корочку льда, но не может превратить этот лед в асфальт. Более того, реагент на морозе может сделать дорогу более скользкой. Представьте себе слой масла на асфальте - это примерно то же самое. Любая подобная химия изменяет сцепление с дорогой. В отличие от дождя на разных участках дороги она дает разный эффект: где-то более скользко, где-то менее. А поэтому у водителя нет возможности прогнозировать, как поведет себя автомобиль в той или иной ситуации.
Что можно посоветовать? В первую очередь разгон должен быть ступенчатым. То есть практика, когда акселератор - в пол и поехали, уже недопустима. Теперь требуется другая тактика: добавили газу, чуть отпустили педаль и так далее. Разгон - разгоном, но самое сложное - это торможение. Тормозить тоже надо импульсно, если на автомобиле нет ABS. Самый лучший вариант - это четыре нажатия на педаль тормоза в секунду. Такое может быть только у профессионалов. Любители без соответствующей подготовки, дай бог, сделают одно нажатие в секунду.
Следующий момент, на который надо обратить внимание, - это экстренные маневры. Вы резко крутите руль, передние колеса "поскальзываются", машина продолжает двигаться прямо. При езде по скользкой дороге самое главное - это сдерживать себя от резких движений. Неплохо также при торможении и поворотах включать пониженную передачу. Кстати, необходимо учитывать разницу в переднем и заднем приводах. При заносе на автомобиле с задним приводом, рекомендуется отпустить педаль газа и среагировать руками на занос. В такой же ситуации, но на автомобиле с переднем приводом, нужно поддать газку. Вообще в противовес общественному мнению надо сказать, что передний привод более раним при резком торможении. У таких машин все сфокусировано на передних колесах. При резком нажатии на педаль тормоза при гололеде на переднеприводных автомобилях могут заблокироваться колеса и двигатель заглохнет. Машина станет полностью неуправляемой. У заднеприводных - такой риск меньше.
Можно ли пользоваться ручником при заносе? Я бы не рекомендовал. Управляемый занос - дело сложное. Неопытному водителю использование ручного тормоза во время движения только усложнит жизнь. Этому надо учится. Вообще зимой я бы посоветовал водителям придерживаться следующих принципов. Все делать плавно. Убрать резкие движения с руля. Разорвать дистанцию между соседним транспортом. Ведь резина у всех разная, да и автомобили с разными возможностями. Надо дать себе время среагировать, если что. Стараться использовать пониженные передачи. И особенно надо остерегаться передвижения по дорогам, политым реагентами, на высоких скоростях.
Подготовил Владимир БАРШЕВ