Разработчики концепции верно полагали, что вслед за иностранными автомобилестроительными компаниями в нашу страну придут и западные производители автокомпонентов. Учитывая, что в настоящее время автокомпоненты, производимые отечественными компаниями, не всегда соответствуют современным стандартам, западный опыт и технологии нам просто необходимы. На новые компоненты смогут перейти и отечественные производители, что существенно отразится на качестве отечественных автомобилей, а в результате выиграют все.
Если говорить о сегодняшнем дне, то иностранные производители автокомпонентов уже осуществляют в России около двух десятков проектов. Недавно фирма Ernst & Young провела исследование, чтобы определить отношение ведущих поставщиков к российскому рынку. При этом большинство респондентов имели опыт продаж или производства в России. Выводы оказались любопытными. Оказывается, ни одна из компаний, однажды пришедших в Россию, в последующем не ушла с рынка и не снизила активность. Треть компаний более года инвестировали средства в развитие российского бизнеса. 63 процента производителей комплектующих считают главным мотивом развития бизнеса в России - привлекательность местного рынка. При этом наличие хорошо подготовленных и недорогих кадров было существенным фактором в пользу принятия 37 процентов инвестиционных решений. Половина опрошенных полагает, что совместные предприятия российских и международных компаний уже через несколько лет станут локомотивом российского автомобилестроения.
Столь лестные оценки перспектив нашего рынка свидетельствуют о готовности иностранных компаний вкладывать деньги и технологии в Россию. Взамен они получают выход на крупный, динамично развивающийся российский рынок.
Среди уже действующих проектов можно назвать ООО "ФДО Автомобильные компоненты", основным собственником которого является компания SiemensVDO Automotive AG. Другой пример - российско-хорватское предприятие ЗАО "ПХР" в Самарской области. Предприятие производит изделия из пластмассы. Основным потребителем его стал АвтоВАЗ (94 процента всей выпускаемой продукции предприятия). Мировой уровень самарского СП подтверждает включение компании в число поставщиков Всеволожского завода Ford.
Совсем недавно итальянская компания Autocomponent Enginee- ring создала СП с сызранским заводом "Пластик" по производству рулей с подушками безопасности. А 22 октября, в первый день работы конференции, американская компания Tenneco Automotive открыла в Тольятти завод по производству глушителей.
Сейчас российская индустрия автокомпонентов состоит из двухсот предприятий, которые вместе выпускают более шести тысяч наименований комплектующих. Основным потребителем этих изделий является АвтоВАЗ, ежегодно выпускающий более семисот тысяч машин. Поэтому от стратегии развития крупнейшего российского автомобилестроителя во многом зависит будущее отечественных и зарубежных производителей автокомпонентов.
Политика АвтоВАЗа в отношении закупок комплектующих серьезно меняется. Об этом на прошедшей конференции в Тольятти заявил Владимир Каданников. Цель изменений - выход на мировой уровень качества.
В расчет на АвтоВАЗе одновременно принимаются две составляющие. Первая задача - как можно скорее избавиться от собственного производства не самых сложных изделий, сконцентрировавшись на выпуске кузовов, двигателей и трансмиссии. Вторая задача заключается в создании интегрированных цепей поставок, налаживании долговременных партнерских отношений и организации общей системы управления качеством.
Понятно, что плодотворная и взаимовыгодная работа возможна только с поставщиками, всерьез думающими о завтрашнем дне. Сейчас к российским производителям компонентов предъявляются новые требования, среди которых следует отметить сокращение сроков разработки и освоения изделий, приверженность к постоянному улучшению качества, инновационный подход при разработке новых продуктов. Скоро смежником АвтоВАЗа можно будет стать, только пройдя через решето тендера. Критерии отбора включают в себя результаты технологических аудитов и аудитов качества. Предпочтение будет отдано поставщику, который обладает прогрессивными технологиями, использует современные комплектующие, снижает себестоимость конечного изделия. Таким образом, победители тендеров станут сертифицированными поставщиками, что избавит АвтоВАЗ от затрат на проверку качества компонентов. Если же доверие к смежнику не оправдается, то расплатой станет отказ от его услуг.
Для обеспечения вывода автомобильных компонентов, производимых на отечественных заводах, на технический уровень, соответствующий современным требованиям, необходимо выполнить серьезный объем НИОКР. На АвтоВАЗе имеются инвестиционные предложения по разработке и освоению компонентов электронной системы управления двигателем, системы выпуска газов, силовых энергоустановок, системы кондиционирования, АБС, металлоизделий. Общий объем инвестиций оценивается в 405 миллионов долларов.
Несмотря на ряд успешно реализуемых проектов, до настоящего времени присутствие иностранных производителей в России остается все-таки довольно ограниченным. Как сказал Владимир Каданников, АвтоВАЗ, сознавая свою ответственность как лидера российского автомобилестроения, предпринимает инициативы, направленные на укрепление российской автомобильной отрасли через сотрудничество с лидерами мирового автомобилестроения.
Чтобы облегчить выход иностранным производителям на российский рынок, АвтоВАЗ выступил инициатором создания индустриального парка в статусе совместного предприятия ЗАО "Автомобильный индустриальный парк". В числе партнеров - компания "Российские автокомпоненты" (RAC), немецкая компания Ferrostaal, "Всероссийский автомобильный альянс" (AVVA). Председателем правления акционерного общества избран Дэвид Херман - бывший вице-президент концерна General Motors.
Площади индустриального парка будут сдаваться в долгосрочную аренду зарубежным и отечественным производителям. Для выпуска продукции им нужно будет лишь привезти оборудование и обучить российских работников. Подписание первых договоров аренды должно состояться уже в ноябре этого года.
Инвестирование в предприятие будет осуществляться в три этапа. На первом этапе вводится 10 тысяч квадратных метров производственных площадей на территории АвтоВАЗа. Затем индустриальный парк будет расширяться. Вторая очередь предусматривает увеличение площадей до 33 тысяч, третья - до 87 тысяч квадратных метров.
Создание индустриального парка станет настоящим прорывом в работе со смежниками. Эта зона расположится на юге главного корпуса АвтоВАЗа. Вместе с производственными площадями арендаторы будут пользоваться офисами, высокоскоростными средствами связи, таможенным складом, гостиницей, службой охраны.
Именно компании, входящие в структуру индустриального парка, должны стать главными поставщиками для нового автомобиля "Калина". Как заявил на конференции Института Адама Смита председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников, выпуск этого современного автомобиля начнется 18 ноября 2004 года. Параллельно с "Калиной" будет запущен и проект более дорогой модели - "2170", которая придет на смену "десятому" семейству. А к 2010 году АвтоВАЗ полностью заменит выпускаемый сегодня модельный ряд. Так что работы для нынешних и будущих производителей автокомпонентов в России будет предостаточно.