На деле все не так страшно, как кажется. Эксперимент с "самоочищением" был проведен еще в прошлом году и оказался весьма удачным. Тогда на МКАДе по обочинам магистрали были расставлены ящики с надписями "Аварийный запас противогололедных реагентов". В первую очередь они предназначены для водителей большегрузных автомобилей, которым в снегопад бывает почти невозможно забраться на какой-нибудь склон. В таких ситуациях шоферы выходили из машины, рассыпали по дороге набранную из ящика мелкую гранитную крошку, после чего продолжали свой путь дальше.
Теперь такие "НЗ" появились по всему городу - у мостов, эстакад и прочих проблемных участков. Вчера горожане первый раз активно воспользовались этим ноу-хау - опустошили 70 контейнеров из 390. Кстати, в прошлом году появлению таких ящиков противились спецслужбы, опасаясь, что террористы могут подложить туда взрывчатку. Сейчас же правоохранительные органы дали "добро" на использование ящиков.
- Наши службы рассчитаны на среднестатистическое количество осадков, - рассказал вчера на пресс-конференции заместитель начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Владимир Ушков. - Держать армию рабочих только на случай необычайно обильных снегопадов просто нерентабельно. Когда выпадает слишком много снега - больше 5 сантиметров за сутки - мы дополнительно привлекаем на очистку города и строительную технику, и войсковые части, и МЧС, и даже студентов. Разумеется, за отдельную плату.
Поработать в авральном режиме коммунальщики уже успели. За сутки они вывезли 31 тысячу кубометров снега и рассыпали на дорогах около 7 тысяч тонн противогололедных реагентов. Причем в этом сезоне будут использоваться лишь 2 вида химикатов. Семь округов посыпают и поливают дороги хлористым кальцием, а оставшиеся три - хлористым магнием. В следующем году они реагентами "поменяются". Чередуясь, вещества не накапливаются в почве и вреда экологии не наносят. Впрочем, используемые сейчас реагенты в отличие от рассыпаемой раньше технической соли, по утверждениям ученых, вообще оказываются полезными для растений - своеобразные удобрения. В начале же 2004 года коммунальщики начнут опробовать на отдельных участках дорог еще один вид антигололедных химикатов - ацетатный. Пока он прошел лишь лабораторные испытания.