Из года в год огромные деньги идут на то, чего в принципе не должно быть – на сломанные во время работы руки и ноги, на покалеченные или даже потерянные жизни.
Две стороны одной правды
Минувшим летом Ярославль был потрясен трагическим происшествием, случившимся при прокладке ливневой канализации в одном из районов города. В траншее, где проводились работы, погиб руководитель строительной организации – его засыпало внезапно обвалившимся грунтом.
Многие тогда подумали: не протирал человек штаны в кабинете, переживал за дело, горел на работе. И это было правдой. Но у правды была еще одна сторона. Как выяснила инспекция труда в Ярославской области, при прокладке той ливневки была грубо нарушена техника безопасности – стенки траншеи, как положено, не укрепили, о чем руководитель в силу своих должностных обязанностей не знать просто не мог.
Обстоятельства происшедшего таковы. Начальник сначала сверху смотрел, как сварщик, копошащийся в траншее, никак не может правильно установить муфту. Наконец не выдержал, спрыгнул вниз и принялся помогать рабочему. В этот момент и произошел обвал. Голову молодого руководителя придавило тяжелым пластом земли к стенке траншеи, и он погиб от полученных травм. Рабочему повезло – основной удар пришелся не на него, он остался цел.
При схожих обстоятельствах примерно в то же время в Ярославле погиб рабочий другой организации. Но несмотря на тяжесть последствий, скрупулезное выяснение обстоятельств и мрачность выводов, неукрепленный грунт при земляных работах продолжает обваливаться то тут, то там. Чужой опыт, видимо, ничему не учит. В середине ноября подобное ЧП приключилось в Вологде. При прокладке такой же ливневки из-за несоблюдения техники безопасности был заживо похоронен 40-летний рабочий строительной фирмы…
Шаг с крыши
По словам заместителя руководителя государственной инспекции труда в Ярославской области Николая Заварина, нарушений, выявляемых во время проводимых ими проверок, – масса:
– Одна из главных причин современной безалаберности на рабочем месте – стремление заработать любой ценой. В погоне за быстрыми деньгами руководители, а нередко и работники закрывают глаза на действующие правила техники безопасности, убирают подальше в стол инструкции, соблюдение которых часто требует материальных и временных затрат.
Увы, и в руководящих кабинетах, и у станков в большой чести наш неистребимый «авось». Авось получится. Авось пронесет.
С «авоськой», судя по всему, отправился на работу и ярославец, прошлой зимой очищавший крышу одного из зданий от снега. Он собрался, экипировался, обвязался веревкой, конец которой закрепил на крыше. Правда, мужчина почему-то не удосужился измерить длину этой веревки, которая оказалась много больше высоты здания. Думая, что он безопасно повиснет на веревке, человек шагнул с крыши вниз и… серьезно покалечился.
– Законы совершенствуются. Новый Трудовой кодекс четко определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасности на рабочих местах. Уже пересмотрено множество норм и типовых инструкций, то есть создана неплохая нормативно-правовая база по предотвращению производственного травматизма, – говорит Николай Заварин. – Однако сознание человека модернизации, к сожалению, практически не подвержено.
Авось не смог победить еще ни один самый продуманный закон. О том, что авосечные настроения царят на всех уровнях трудовой лестницы, говорят цифры. За девять месяцев 2003 года органами прокуратуры возбуждено девять уголовных дел в отношении руководителей, 276 граждан по требованию инспекции труда привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности, 129 человек оштрафованы на общую сумму 123 тысячи рублей.
– Однако одного кнута мало, – поясняет Заварин. – Нужны продуманные меры по стимулированию безопасного труда работников. Без экономической заинтересованности работодателей обеспечить безопасные условия труда не удастся. Практика показала, что даже меры морального стимулирования руководителей и работников – вручение им дипломов победителей смотров-конкурсов по охране труда, которые в Ярославле проводятся ежегодно, – и то дают положительные результаты.
ТриО: очень опасная организация
Новое время рождает новые закономерности. Одна из них такова: чем стабильнее предприятие, тем безопаснее на нем работать – люди меньше нервничают, им не приходится после многомесячных простоев с утерянными навыками возвращаться на рабочие места, здесь, как правило, хорошо отлажена система охраны труда. Чего не скажешь о так называемых малых формах.
– Существенный процент всех производственных травм дают сейчас многочисленные ООО, – считают в инспекции труда. – Они частенько экономят на всем, и в первую очередь на безопасности своих сотрудников.
…Каменщика строительной фирмы убило подмостками, упавшими под тяжестью поставленного на них поддона с кирпичом. Рабочего, ремонтировавшего кровлю в ненастный день, сбросило с крыши порывом ветра.
В инспекции труда до сих пор вспоминают уже давний, но самый, пожалуй, страшный ярославский случай, связанный с вопиющим нарушением техники безопасности частным предпринимателем. В помещении магазина, которым он владел, хранился неисправный газовый баллон. Газ потихоньку выходил наружу и скопился в помещении в большом количестве. Кто-то чиркнул спичкой, собираясь закурить… От взрыва погибло несколько человек. Хозяина торговой точки суд приговорил к реальному сроку заключения.
В машиностроительной, металлообрабатывающей и химической промышленности – по Ярославской области традиционно наиболее травматичных – согласно последним статистическим данным, наметилась тенденция к относительному благополучию. По крайней мере, в завершающемся году несчастных случаев здесь произошло в пять раз меньше, чем в 2002-м. Зато не радуют сельское хозяйство, строительство и жилкомхоз – все они стали «несчастнее» почти в два раза.
Сельское хозяйство – вообще отдельный разговор. Каждая третья трагедия здесь происходит по причине алкогольного опьянения пострадавшего. Причем отличаются происшествия такой дикостью и глупостью, что просто оторопь берет.
В конце октября, например, тракторист из Пошехонского района отметил день рождения. Отметил, как водится, бурно и пьяно. После чего почувствовал себя суперменом, сел на трактор и поехал кататься, да неудачно: свалился вместе с трактором в сборник для навозной жижи и утонул.
Не пойду на больничный. Умру на работе
Новые экономические условия, к сожалению, породили еще одну проблему, и очень, на мой взгляд, большую: все чаще несчастные случаи на производстве стали происходить из-за элементарного нездоровья работников. Боясь потерять работу, люди отказываются уходить на больничный, перемогают боль, терпят плохое самочувствие, подчас подвергая опасности не только себя, но и окружающих. И это тоже авось, правда, горький и вынужденный.
Летом прямо за рулем умерла от острой сердечной недостаточности водитель ярославского трамвая. В салоне находились пассажиры, и лишь по счастливой случайности с ними ничего не произошло. За месяц до этого происшествия таким же образом скончался водитель одного из ярославских предприятий.
Слесарь шинного завода умер у станка. Болезнь стала причиной гибели и машиниста водоотборной установки, откачивавшей воду в месте прорыва трубы. Вопреки правилам, насос был не огражден, и поначалу трагедия казалась стопроцентным следствием нарушения техники безопасности – рабочего затянуло в агрегат, сорвало с него одежду… Но судмедэксперты дали неожиданное заключение: причиной смерти стало заболевание артерий головного мозга. То есть мужчину прижало механизмом в момент смерти или сразу после нее. Вряд ли он не знал о своем недуге. Но предпочел терпеть плохое самочувствие, надеясь, что все обойдется. «Авось» вышел боком ему и его семье.
Задразнили счастье
Специалисты, занимающиеся охраной труда, знают, что основных категорий риска две – работники неопытные и чересчур опытные. Первые попадают в неприятные ситуации по незнанию и неумению, вторые – из-за утраты бдительности.
Придя на работу, особенно травмоопасную, человек поначалу скрупулезно соблюдает все правила, потом выборочно, потом скрупулезность уступает место привычке. В итоге дело, которым человек занимается изо дня в день, перестает казаться ему опасным.
В дистанции электроснабжения Ярославского отделения СЖД при производстве ремонтных работ недавно убило током 51-летнего электрика. Его трудовой стаж здесь составлял 25 лет, с электричеством человек был, что называется, на «ты». Что случилось? В какой-то момент и опытный мастер положился на авось?
Человеческий фактор – главная пружина большинства производственных несчастий: либо руководителю наплевать на работника, либо работнику наплевать на себя. Неисправное оборудование, как причина травм, не поднимается выше третьего места.
…Историк Василий Ключевский объяснил нежные чувства русского человека к «авосю» особенностями нашей среднерусской природы: «Своенравие климата и почвы обманывают самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».
Количество производственных травм и смертей, которых просто могло не быть, говорит, что задразнили мы счастье, заигрались в удачу…