06.12.2003 02:45
Власть

Разъезд в законе

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3362)
Читать на сайте RG.RU

Во всяком случае, как сообщает "Газета.Ru", такое решение было принято на совещании Московского городского суда, в котором участвовали председатели столичных судов и руководство московской ГИБДД. О чем, собственно, речь? Есть в главе 12 Кодекса административных правонарушений статья 12.15, в третьей части которой предусматривается за "выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения", штраф от трех до пяти МРОТ или лишение права управления от двух до четырех месяцев. Довольно жесткое наказание.

Что считать "выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения"? По водительской логике все ясно: выехал на "встречку", обгоняешь транспортный поток. А вот по логике инспектора ГИБДД под эту статью попадают и те, кто пересек сплошную, чтобы въехать, скажем, во двор, и те, кто развернулся в неположенном месте. Это тоже можно понять: был выезд на встречную полосу? Был. Получите и распишитесь. И не забудьте права оставить до решения суда.

Суды, кстати, которые самые гуманные в мире, и, по статистике, зачастую легко возвращающие права водителям, обвиненным в пьянстве за рулем, в данном случае по непонятной причине строго следуют букве статьи закона и мнению автоинспектора. То есть за разворот в неположенном месте назначают штрафы от трех до пяти МРОТ, иногда и с лишением права управления. Хотя на это нарушение в том же КоАП есть и другие статьи, а именно в статье 12.14, часть вторая (разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены) предусмотрены предупреждение или штраф 0,5 МРОТ, в статье 12.11 (разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали) штраф от трех до пяти МРОТ, но все это без лишения права управления.

По статье 12.15, часть три классифицируют зачастую и такие нарушения, как поворот через сплошную и выезд на дорогу с односторонним движением в противоположном этому движению направлении. Но под эти нарушения в КоАП тоже есть своя статья 12.16 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги), согласно которой нарушитель штрафуется на 0,5 МРОТ. И, заметьте, тоже без лишения права управления.

Как трактовать статью закона? Все, кого мы обзвонили, в растерянности. В канцелярии Мосгорсуда по телефону нам отказались что-либо объяснять, но информацию о решении не подтвердили и не опровергли. В московской ГИБДД сообщили, что заседание по этому вопросу было, подробностей сообщить не смогли. Правда, напомнили, что не дело регионального управления трактовать закон в ту или иную сторону. Будет указание из Главного управления ГИБДД, как поступать в той или иной ситуации инспектору, оно будет исполнено. В Главном управлении ГИБДД тоже нет пока однозначного мнения. Например, заместитель начальника ГУ ГИБДД МВД РФ, начальник НИЦ ГИБДД, генерал-майор милиции Александр Якимов в интервью журналу "За рулем" заявил, что выездом на встречную полосу может быть назван любой маневр.

Как сообщил нам начальник отдела административной практики ГУ ГИБДД МВД РФ Владимир Кузин, рекомендаций пока нет и когда они будут выработаны - неизвестно. Но надо учесть, что рекомендации Госавтоинспекции - это не закон. Равно как и рекомендации Мосгорсуда. А значит, для точной трактовки закона всеми участниками процесса свое мнение должен вынести Верховный суд.

Пока же трактовка закона дело юристов. А как известно, где два юриста - там три мнения. Во всяком случае, последние утверждают, что статья 12.15.3 должна наказывать только тех, кто выезжает на встречную полосу и едет по ней. Для других случаев есть свои статьи КоАП.

Беда еще и в том, что при всех своих сложностях именно эта статья КоАП становится основным поводом для вымогательства денег у водителей: прав лишиться не хочешь? Заплати - и езжай дальше. Да, конечно, не надо нарушать. Тогда не окажешься в подобной ситуации. Но с кем не бывает.

Правоохранительная система Легковые авто ГИБДД