С увеличением числа иномарок на российских дорогах возрос и спрос на продукцию зарубежных шинников. Надо отметить, что хотя на российском рынке и представлены официальные дилеры всех компаний, входящих в "большую пятерку", огромный сегмент рынка все же принадлежит мелким продавцам, торгующим на свой страх и риск. Они оптом закупают шины в Восточной Европе, а затем перепродают их в России по более высоким ценам. К стоимости товара они добавляют от 6 до 25 долларов, а в розничной сети покупатель уже переплачивает 25-100 долларов.
Эксперты отмечают, что в последнее время автомобильная "обувь" подорожала. Уровень цен на автопокрышки, особенно импортные, в этом году уже превысил показатели прошлых лет. Для легковых автомобилей такие автопокрышки подорожали в среднем на 10-20 процентов. Однако у производителей процесс подорожания происходит по-разному. У одних цены выросли в среднем на 5 процентов, у других несколько выше - почти на 20 процентов. Продавцы объясняют рост цен укреплением евро. Однако эксперты видят причину подорожания шин в росте числа мелких дилеров на рынке и высоком спросе. Значительное увеличение российского автопарка, наблюдающееся последние два года, привлекло на рынок автокомпонентов новых игроков, причем большинство из них - небольшие конторы, не имеющие даже собственного автосервиса. Такие продавцы занимаются перепродажей покрышек со складов и из запасов крупных дилеров. В свою очередь крупные продавцы резины, глядя на них, также потихоньку повышают цены. Если два года назад 14-дюймовая шина стоила 70 долларов, то на сегодня нет ни одной модели импортных покрышек дешевле 90-100 долларов. Исключения составляют лишь спецпредложения по летним шинам: неполные комплекты по 50-70 долларов за колесо.
Обычно продажи зимних покрышек начинаются с ноября, тогда же шинные заводы практически полностью переключаются на выпуск продукции по сезону. Весной, где-то в марте, происходит обратный процесс - начинается выпуск летних шин.
На сегодняшний день основную долю российского рынка шин России занимает отечественная шинная продукция - около 80 процентов.
Российские производители предлагают свой товар относительно недорого - от 800 до 1000 рублей за колесо. Правда, отечественные шины уступают западным аналогам по экономичности топлива и поведению на трассе.
В 2002 году объем производства всех шин в России составил 34,6 миллиона штук, увеличившись по сравнению с 2001 годом на 5,71 процента. Сейчас производители шинной продукции ориентируются на рыночный спрос, и в связи с этим структура производства шин в стране постепенно меняется. Производство шин для грузовых автомобилей и автобусов в прошедшем году сократилось на 4,9 процента, а выпуск шин для сельхозтехники снизился на 2,2 процента, тогда как объем производства шин для легковых автомобилей вырос на 12,4 процента. Кстати, по информации Госкомстата РФ, производство шин для легковых автомобилей в РФ увеличилось в январе - октябре 2003 года на 10,5 процента по сравнению с тем же периодом предыдущего года до 20,1 миллиона штук. Шин для грузовых автомобилей за тот же период выпущено 9652 тысячи штук (к тому же периоду предыдущего года 108,3 процента), шин для сельхозтехники - 1548 тысяч штук (104,9 процента).
Объемы экспорта шинной продукции из России в настоящее время превышают объемы импорта. Российские шины представлены сегодня в основном на рынках 11 стран. Крупнейшими потребителями российских шин является Украина, за ней следует Казахстан. Также импортируют производимые в России шины и другие бывшие страны СССР, такие, как Киргизия, Таджикистан. Крупнейшими импортерами в дальнем зарубежье являются Литва, Словения, Монголия, Болгария, Венгрия и Польша. Также есть спрос на российские шины в Азиатском и Африканском регионах, странах Латинской Америки. Здесь выделяются Афганистан, Куба и Ирак. В других государствах позиции российской продукции значительно слабее.
Надо отметить, что зарубежные компании стремятся попасть на российский рынок автопокрышек, поскольку североамериканский и западноевропейский рынки шин на современном этапе практически полностью насыщены - рост потребления шин на этих рынках не превышает и двух процентов. Кроме того, многие иностранные компании заинтересованы в развитии в России собственных шинных заводов. Мировых производителей привлекает относительно низкая себестоимость производства шин в России за счет дешевой и квалифицированной рабочей силы и относительной промышленной развитости страны. Такие компании намерены выпускать в России не менее 2 миллионов шин в год в основном для нужд иностранных автоконцернов, развертывающих у нас собственное производство. Так, один из крупных западных концернов совместно с российским шинным заводом создал СП по производству автомобильных покрышек. В течение ближайших трех лет он вложит в развитие производства около 30 миллионов евро. Причем к 2006 году это СП выйдет на проектные мощности - 3,5 миллиона покрышек в год.