Рассматривалось два варианта. Авторы первого, глобального, предлагали соорудить тоннели на глубине почти 40 метров (чтобы не "задеть" метрополитен), общей протяженностью более 1000 метров. Его признали нереальным. Хотя опыт строительства тоннелей глубокого залегания у нас имеется. И все же стоит ли ворошить огромную территорию в самом сердце столицы с ее исторической застройкой и памятниками садово-паркового искусства? Да и слишком дорого получалось - почти 115 миллионов долларов.
Специалисты НИиПИ Генплана Москвы пошли другим путем. Предложили короткий тоннель мелкого залегания протяженностью 130 метров - примерно такой, как под площадью Маяковского. Он пройдет под Тверской улицей и соединит два бульвара - Страстной и Тверской. Раздваиваясь, тоннель напоминает штаны, как изящно выразился глава "Москомархитектуры" Александр Кузьмин. Одна "штанина", начинаясь от здания "Московских новостей", проходит мимо магазина "Армения", другая пойдет наискосок и проляжет под проездом вдоль ресторана "Макдоналдс". Ответвления встретятся вновь на бульваре. Участок Тверской улицы останется таким же, как есть. Только светофоры снимут за ненадобностью. Ориентировочная стоимость такой транспортной развязки - 9 - 10 миллионов долларов. По расчетам специалистов, пропускная способность узла увеличится на треть, что совсем немало для этого тяжелого, "пробкового" участка.
Помимо тоннеля предполагается сооружение четырехуровневого подземного торгово-досугового центра и паркинга примерно на 1000 машиномест. Общая площадь подземных сооружений 96,5 тысячи квадратных метров.
Хотим сразу успокоить москвичей: ни одно здание не снесут. Тверская как стояла, так и будет стоять. Пушкина (это святое!) и окружающую его территорию тоже не тронут, площадь останется в стороне от развязки. "Может быть, на какие-нибудь 2 - 3 метра придется "подрезать" Тверской бульвар со стороны МХАТа, - говорит заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн. - Но за счет этого мы объединим два сквера - на Бульварном кольце и тот, что возле "Макдоналдса". Они станут единой прогулочно-пешеходной зоной. Таким образом, увеличится общая площадь сквера, в котором будут гулять горожане, а под ними транзитом по Бульварному кольцу побежит транспорт".
Этот вариант и был принят как единственно возможный, по словам мэра Юрия Лужкова. Мэр напомнил о необходимости провести "серьезные археологические исследования" местности. В ходе обсуждения одним из участников градостроительного совета были высказаны опасения по поводу того, что строители могут столкнуться с фундаментом бывшего Страстного монастыря, и это, возможно, вызовет негативные эмоции москвичей. Лужков предложил построить в сквере на месте бывшей святыни часовенку с памятной доской.
Кстати, это первый подобный подземный проект, на который не будут затрачены средства из бюджета. Его полностью планируется соорудить на деньги инвестора. Желающие уже есть.