Те в ответ уверяют, что все силы брошены на то, чтобы непогода не сказалась на жизнедеятельности города. Впечатление от этой перебранки такое, будто разговор идет между людьми, живущими совершенно в разных городах. Корреспондент "РГ" задался вопросом: как же должны выглядеть столичные дороги зимой в идеале? Кто и как их должен убирать? Об этом - разговор корреспондента "РГ" с начальником оперативного штаба по расчистке основных магистралей столицы зам. начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства города Владимиром Ушковым.
- Владимир Антонович! Вы принимаете упреки горожан в том, что в городе плохо чистят дороги?
- Нет.
- Почему?
- Главный показатель работы дорожников - движение транспорта. А оно с начала зимы в Москве ни разу не прекращалось, хотя город принял уже третью часть осадков, которые ожидаются в этом году - 62 из 180 сантиметров. Держится примерно на одном уровне и пропускная способность дорог: 4,5-5 тысяч машин в час. И вообще снег на дороге - нормально для нашей широты, где он выпадает в течение 165 из 365 дней в году. Недаром в Правилах дорожного движения записано, что водитель должен выбирать скоростной режим в зависимости от состояния дорожного полотна.
- Но неужели нельзя снег убрать, скажем, к 8 часам утра, когда большая часть москвичей отправляется на работу?
- Нельзя, если он начался в 7 часов утра. Это же не водопроводный кран - перекрыл, и вода перестала течь. Полный цикл работы техники при подметании дорог на один раз занимает три часа. Но сразу в 7.00 машины еще не выйдут, так как в соответствии с существующим регламентом (он разработан под руководством Российской академии коммунального хозяйства) подметание начинается лишь тогда, когда на дорогу ляжет слой снега толщиной 2-2,5 сантиметра. Когда техника пройдет по всему отведенному ей маршруту, она вернется в первоначальную точку, откуда начала убирать трассу. На это уходит три часа. Исключение составляют лишь МКАД и Третье транспортное кольцо, которые должны быть расчищены за два часа. Там уборочная техника движется со скоростью 60 километров в час, а по всем остальным улицам - 30 километров в час.
- Почему бы технике не идти с удвоенной скоростью по всему городу?
- Ну если все остальные водители встанут на прикол... Но в жизни это нереально. Колонна с уборочной техникой и сейчас-то вынуждена работать в сопровождении патрульных машин - одна прокладывает ей путь впереди, другая прикрывает сзади. Но даже это не уменьшает числа охотников втиснуться между плужно-подметальными машинами. Почти каждую неделю случаются аварии, кто-нибудь да врезается в наши агрегаты. Лихачи давят и рабочих, очищающих вручную труднодоступные места на дорогах. За сезон произошло уже два таких случая, причем один - со смертельным исходом.
- Ну пусть правительство города купит больше техники и сократит цикл уборки, например, с трех до полутора часов!
- Как показывают наблюдения в течение последних 120 лет, 87 процентов снега в Москве выпадает равномерно, не более 2 сантиметров в сутки. Для их уборки у нас достаточно и людей, и машин. Если набрать дополнительные кадры для уборки остальных 13 процентов, когда снегопады более обильны, то придется платить им большую часть времени не за работу, а лишь за готовность работать. Москве это не по карману. Такого не позволяют себе даже Нью-Йорк, Стокгольм, Хельсинки и другие богатые города мира. Суть технологии, которой третий сезон пользуется Москва, состоит не в том, чтобы не очищать дорогу вплоть до последней снежинки, а в том, чтобы снег не слипался и не превращался в снежно-ледяной накат. Это достигается с помощью антигололедных реагентов. Третий сезон мы объясняем москвичам: это не техническая соль, которая плавила снег, в результате чего дороги были черными. Сейчас снег имеет право быть на дороге, поскольку он рыхлый и не мешает сцеплению колеса с проезжей частью.
- Не скажите! Как сейчас помню ледяной дождь, когда вместо десяти минут до редакции ехала по снежной каше 40 минут.
- Я и сейчас скажу, что решение принять ледяные капсулы, начиненные водой, на снег, тогда было единственно верным. Благодаря этому в городе в тот день произошло 600, а не 1000 среднестатистических мелких аварий. А если бы этот дождь падал на чистую поверхность с минусовой температурой, столица бы превратилась в сплошной каток.
- А почему уже сметенный снег, собранный в валы, иногда лежит так подолгу? Каково объезжать их?
- Железное правило - вывоз снега с магистралей начинается лишь после окончания снегопада - продиктовано в первую очередь безопасностью. Снежный вал к этому моменту должен быть окончательно сформирован до определенной ширины, занимать не более полутора метров в лотковой зоне, лежать немного в стороне от бортового камня, чтобы удобно было работать погрузчику. С трасс первой категории снег обязаны вывезти за сутки, с других - от 3 до 6 суток. А с пешеходных переходов, возле станций метро, у торговых комплексов и в других местах скопления людей расчистка начинается намного раньше, когда с неба может еще валить.
- Кто контролирует качество работы дорожников?
- В контролерах недостатка нет. Их тысяча на столицу - 600 от Объединенной административно-технической инспекции и 400 от Госжилинспекции. Да еще в ГИБДД есть кураторы на каждой улице плюс Служба заказчика префектуры, на которую возложен контроль за состоянием территорий в жилых районах.
- У вас будут пожелания столичным водителям?
- Прежде всего не нужно бояться снега на дороге. Во всей России под колесами машин лежит снег. Все будет нормально, если соблюдать скоростной режим и грамотно парковаться. Ну и, конечно же, нужно готовиться к зиме - так же, как готовятся к ней работники дорожных служб. А то мы как-то провели исследование с помощью Департамента потребительского рынка и выяснили: с первыми морозами жители столицы покупают в пять раз больше "незамерзайки" для очистки стекол, а резины на колеса - всего втрое больше. Многие до упора ездят на "лысых" шинах.
Из регламента зимнего содержания площадей, магистралей, улиц и проездов города Москвы -утвержден 25 ноября 2003 года.
Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными реагентами всей территории, закрепленной за дорожно-эксплутационным участком, не должно превышать трех часов с начала снегопада; для МКАД, включая развязки, и для основных магистралей, согласно перечню, при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники - не более 1 часа.
Время, необходимое на механизированное подметание всей территории ДЭУ, не должно превышать трех часов; для МКАД, включая развязки, и для основных магистралей - не более двух часов. При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5-15 см) очередное подметание проезжей части должно производиться после выпадения каждых 5 см снега с последующей обработкой противогололедными реагентами.
Формирование снежных валов не допускается:
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на тротуарах.
Выборочный вывоз снега (от остановок транспорта, пешеходных переходов т. д.) должен осуществляться в течение 24 часов после окончания снегопада.
Время для вывоза валов снега после окончания снегопада:
- с площадей, улиц и проездов - 1,2,4,6-й категорий при снегопаде до 5 см - не более 7 дней, при снегопаде до 10 см - не более 12 дней;
- с улиц и проездов 3-й категории: при снегопаде до 6 см - не более 9 дней, при снегопаде до 10 см - не более 14 дней;
- с дорог 5-й категории - при снегопаде до 6 см - 11 дней, при снегопаде до 10 см - 16 дней.