23.12.2003 01:00
Общество

Осталось у учительницы четыре ученика

Текст:  Николай Никоноров
Российская аграрная газета - : №0 (31)
Читать на сайте RG.RU

Маленькая школа, выражаясь бюрократическим языком, малокомплектная. Над ней нависла большая черная туча под названием "Оптимизация бюджетной сферы". Слободской район Кировской области изо всех сил сопротивляется надвигающейся грозе. В районе закрыли пока что лишь одну школу - Осиновскую начальную, в которой остался только один ребенок. Знак вопроса поставлен и на школе в Летском Рейде.

Вся школа - небольшой класс. Доска. На доске - алфавит. Большие счеты. Всё. Ощущение пустоты, как перед ремонтом, когда большинство вещей вынесено. Но отсюда их никто не выносил: просто их никогда и не было. Одиноко стоят четыре голубые парты. По числу школьников. В учительском журнале у Людмилы Николаевны Леушиной заполнены четыре строчки. Четыре ученика. Четверо мальчишек:

"Андрей Беженаров - 2-й класс

Дима Маматерва - 3-й класс

Денис Татару - 3-й класс

Сережа Леушин - 4-й класс".

Преобладание молдавских фамилий в вятской глубинке никого не удивляет. Список учеников отражает глубинные демографические процессы в Слободском районе.

- Когда в 1929 году был образован наш район, - говорит глава Слободского района Владимир Вепрев, - тогда проживало 52 тысячи населения, сейчас - 34 тысячи. Сегодня 245 населенных пунктов (деревень, сел, поселков). А было 525. Сегодня смертность в два раза превышает рождаемость. Так что, собственно говоря, скоро и учиться будет некому. Вот такая демография.

Летскому Рейду повезло - он находится на слиянии двух рек: Летка впадает в Вятку. А потому здесь проходил сплав. Село по существу стало поселком речников. Лучшими сплавщиками считались молдаване. С тех пор местный филиал "Вятлесосплава" приказал долго жить, сплав заглох, а молдаване переженились на местных красавицах и стали активно улучшать демографическую ситуацию Летского Рейда. В общем-то, так и выходит: если бы не жители "солнечной республики", никакой школы здесь вообще не было бы.

Четвертый ученик, Сережа Леушин- сын самой Людмилы Николаевны, в одном лице учительницы и директора школы. А оттого ему больше всех и достается. Людмила Николаевна очень строгая учительница: из четырех учеников - ни одного отличника! Правда, двоечников тоже нет. Но к сыну приходится относиться с особым пристрастием: не дай бог, дети подумают, что Сережа оценки получает "по блату"!

Собственно, и Леушины-то попали в Летский Рейд тоже из-за "школьной проблемы". Людмила Николаевна с семьей жила в другом селе и работала в такой же начальной школе, где учился ее старший сын. Средней школы поблизости не было, поэтому приходилось после четвертого класса отправлять ребенка в интернат. То есть действовать по той схеме, на которую планируется перевести все деревенское образование. Однако схема - схемой, а конкретные родители и конкретные дети - это совсем другое.

- Ну как я отдам своего ребенка в интернат?!- удивляется Людмила Николаевна.- Что ж он - сирота? Это при живых-то родителях!

В любой нормальной семье подобная перспектива рождает те же чувства. И Леушины поступили так же, как поступит в этой ситуации большинство семей с детьми: предпочли переехать туда, где есть школа. Старший мальчишка теперь ходит в восьмой класс, хоть и за пять километров, но зато остался домашним ребенком, а не "сиротинушкой безродной". Так что самые прагматичные построения разбиваются о реальности жизни, о естественные человеческие чувства.

- Что-то Программа оптимизации бюджетной сферы не очень...- сомневается Владимир Вепрев, человек, от которого напрямую зависит ее воплощение в жизнь.- Наоборот, надо приблизить население к социальным сферам. Школа закрывается - и потихоньку умирает населенный пункт.

Похоже, в Летском Рейде к тому же идет. Хозяйство развалилось. Предприятие ликвидировалось. Библиотекарша в будущее смотрит с пессимизмом: "Скорее всего сократят". В ФАПе медика уже давным-давно нет. Одна санитарочка полы моет. Почта работает лишь три дня в неделю. Баню закрыли. Одна школа осталась центром, вокруг которого еще держатся люди. И не только из-за детей. Школа - самый крупный в селе работодатель. Считайте: учительница, два сторожа, кочегары, уборщица, воспитательница (с этого года при школе организовали дошкольное отделение - семь девочек и один мальчик). Так что, если школу все-таки закроют, дети еще смогут хотя бы за пять километров ходить в соседнее село. А вот взрослые останутся безработными. По общему мнению жителей Летского Рейда, в селе тогда останутся одни пенсионеры.

- Умрет деревня, - считает Владимир Вепрев. - Бюджет у нас, конечно, дефицитный. Но на людях нельзя экономить. Мы, наоборот, должны развиваться вперед, а не возвращаться к тому, от чего ушли.

Образование Кировская область Приволжье