Уходящий год, отметил он, стал для транспортников лучшим годом отрасли. Достигнуты такие результаты, о которых не приходилось мечтать еще 3 года назад. Например, начать строительство автотрассы Москва - Владивосток планировали с 70-х годов, но так и не отважились на этот шаг. Реализации проекта кроссполярных маршрутов, о необходимости которого давно говорили ведущие авиакомпании мира, мешали военно-политические соображения. А строительство морских портов и модернизация уже существующих позволяют говорить о том, что Россия возвращает себе статус морской державы.
Еще несколько лет назад мало кто рассчитывал, что российский транспортный комплекс начнет новый век с оптимистической ноты. В середине 90-х годов положение было бедственным: воздушный транспорт из массового превратился в элитарный, ситуация в морском хозяйстве привела к оттоку в зарубежные порты не только международного транзита, но и даже чисто российских грузов.
Мы должны руководствоваться китайской пословицей: "Если хочешь быть богатым - строй дороги". Тем, кто считает, что путевое строительство - это слишком дорого, неплохо было бы поразмыслить, во сколько нам обходится бездорожье". Сегодня у России есть все предпосылки для экспорта транспортных услуг, способных занять 3-4-е место в списке источников валютных поступлений страны.
Ряд небольших государств сделали транзит основной частью доходов. Например Голландия, географическое положение несравнимо с российским, 40 процентов своего бюджета формирует на основе транзитных поступлений. Создание международных транспортных коридоров, по подсчетам Минтранса, позволит увеличить доходы отечественных транспортных компаний в несколько раз - до 6 миллиардов долларов в год.
По предварительным данным, в уходящем году объемы грузовых перевозок выросли на 4 процента. Рост перевозок в основном обеспечили автомобильный и речной транспорт. Особо надо отметить активизацию перевозок пассажиров на воздушном транспорте - рост составил 15 процентов. Такой результат достигнут за последнее десятилетие, произошла "рокировка" ценностей. Если раньше мы относились к самой "летающей" нации и мечтали об автомобиле как о роскоши, то в последние годы, согласно статистике, каждая вторая семья обзавелась машиной, а летают в основном деловые пассажиры.
Имеются проблемы в портовом хозяйстве России. Более десяти лет не было строительства морских портов (подобных... не было за последние десять лет), Франк не стал скрывать, что и в этом сегменте имеются проблемы. На фоне общего роста объемов морских перевозок на 12 процентов Таганрогский порт в последние годы регулярно снижает темпы. Это, по мнению Франка, там нужно углубить дно, чтобы проходили крупнотоннажные суда. С развитием нового транспортного коридора потребуется новый парк судов, которые могут быть загружены по полной программе, являющийся по сути дела одним из самых ближайших проектов уходящего 2002 года.
Россия приступила к реализации соглашения с Европейским союзом об открытии своих внутренних водных путей для захода иностранных судов. Уже доступны для зарубежных кораблей 14 морских и речных портов. Кроме того, Россия предложила странам Европы создать международный водный транспортный коридор "Волга - Дон - Дунай" с выходом на морские линии Каспия и Черного моря. По данным экспертов Минтранса, открытие этих маршрутов даст возможность ежегодно транспортировать по воде до 30 млн. тонн грузов и заработать для страны миллионы долларов.
По словам министра транспорта, для ускорения реализации проекта Россия призвала Европу принять участие в инвестировании реконструкции Кочетковского и Городецкого гидроузлов, а также в создании 10 речных контейнерных терминалов круглогодичного действия. Наша страна, располагающая внутренними водными путями протяженностью около 100 тысяч километров, прямо заинтересована в общеевропейской интеграции водных путей. В Минтрансе вообще считают, что водные коридоры между Европой и Азией возможны только через Россию. Это позволит отечественным речным судоходным компаниям доминировать в данном проекте и перевозить значительную часть грузов.
Сегодня российские компании располагают мощным флотом судов класса "река - море" - около одной тысячи. И это число в ближайшие годы заметно увеличится. Крупнейшие судоходные компании - "Северо-Западное пароходство", "Волга-флот", "Волготанкер", работающие в бассейнах Каспия, Волги, Дона, Азовского и Черного морей, активно обновляют флот. Планируется, что в ближайшие три года Россия построит 150-200 судов этого класса.
Сергей Франк отметил, что уже на первом этапе грузооборот оценивается в 3 миллиарда долларов в год. Это означает развитие целого ряда морских и речных портов. Один из них - морской торговый порт в Таганроге. Он интересен тем, что находится в незамерзающей части моря. Уже сейчас здесь работают круглый год два причала, способных принять и отправить свыше 600 тысяч тонн грузов.
Занялись обновлением своего парка речники московского пароходства. Так, например, для обновления своего парка решили направить в будущем году около 5 миллионов долларов на корпоративные приобретения. В частности, речь идет о покупке портов в Угличе и Твери, Хлебниковского машиностроительного судоремонтного завода, а также ряда более крупных региональных предприятий. Таким образом, пароходство рассчитывает восстановить структуру, которая существовала до его приватизации.
Сегодня московское пароходство официально является лишь держателем флота. Тем не менее оно контролирует ряд компаний, занимающихся перевозкой грузов, техническим обслуживанием судов, а также производством и продажей строительных материалов.
Сергей Франк считает, что транспортный коридор в ХХI веке открывает для России большие экономические выгоды.