Ходят слухи, что Государственный таможенный комитет неким внутренним секретным приказом N 1411 от 9 декабря 2003 года за подписью председателя ГТК РФ М. Ванина в несколько раз повысил ставки депозитов на ввоз иномарок, и теперь предоплата составляет чуть ли не 200-500 процентов, что приказ не зарегистрирован в Минюсте и соответственно незаконен, что этим приказом весь средний класс автовладельцев убивается насмерть. Так ли это и что на самом деле представляет собой злополучный документ? За разъяснениями корреспондент "РГ" обратился в ГТК.
- Приказ N 1411 не устанавливает новые правовые нормы. Поэтому в соответствии с пунктом 4 статьи 338 нового Таможенного кодекса комитет вправе самостоятельно, без регистрации в Минюсте, вводить фиксированные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров при выпуске их для свободного обращения, - прокомментировал историю появления взбудоражившего общественность документа заместитель начальника правового управления ГТК Михаил Комаров.
Что касается многократно возросших ставок депозитов, грубо говоря, денежных залогов, уплачиваемых накануне покупки, то, по словам сотрудника главного управления федеральных таможенных доходов Валерия Решетникова, этот шаг был сделан на основании норм Таможенного кодекса и постановления Правительства
N 718 от 29 ноября 2003 года. В соответствии с ними депозиты теперь рассчитываются исходя из максимальной величины ставок таможенных пошлин в отношении товаров, перевозимых физическими лицами для личного пользования. Правда, в данном случае были взяты не максимальные величины. Необходимо также учесть, напомнил Валерий Решетников, что в последние два года таможенные ставки на автомобили не раз повышались, и это тоже повлекло за собой рост депозитов.
Согласно новым правилам покупатели - физические лица уравнялись с юридическими лицами. Таможенники считают, что такая мера оправданна и укладывается в проводимую Правительством России политику на выравнивание таможенного налогообложения транспортных средств в торговом и неторговом обороте. Иными словами, среди физических лиц, ввозящих автомобили из-за рубежа, все чаще встречаются не владельцы, а перекупщики или даже агенты торговых фирм, пытавшихся ранее выгадать на явно заниженных платежах с "физиков". Так что последним теперь придется платить больше, тогда как размер обеспечения в отношении автомобилей, ввозимых юридическими лицами, практически не изменился (добавилась одна новая позиция по автомобилям с мощностью двигателя свыше 200 л.с., для которой установлена сумма обеспечения в 25 000 евро).
Кроме того, полагают таможенники, повышение размеров депозитов затруднит ввоз иномарок незаконопослушным частникам, которые до сих пор всеми правдами и неправдами старались занизить таможенную стоимость своих машин.
Процедура оформления депозитов и сроков их возврата не изменилась. После уплаты предварительного взноса на таможенном посту потенциальному покупателю иномарки выписывается таможенный приходный ордер, и в процессе таможенного оформления приобретенного автомобиля "лишние" деньги благополучно возвращаются обратно.
- Чтобы приобрести автомобиль за границей, частникам придется иметь больше свободных денег, - соглашается Валерий Решетников.
И подсказывает выход. Оказывается, размер обеспечения, установленный приказом ГТК России N 1411, применяется только при условии, если невозможно точно определить сумму подлежащих уплате пошлин. А именно так и происходит, по мнению таможенников, когда простой гражданин является в таможенный орган для внесения денег на депозит.
Но если, например, при внесении денег на депозит вы можете представить документы, позволяющие точно идентифицировать транспортное средство, которое ввезете через границу (марка, модель, год выпуска, объем и мощность двигателя), и заранее произвести расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, то в этом случае автомобиль пропускается на таможенную территорию Российской Федерации без каких-либо переплат.
Второй вариант. Согласно закону, физические лица имеют право не вносить деньги на депозит до покупки автомобиля. А внести их уже на границе, непосредственно при ввозе автомобиля, в сумме подлежащих уплате таможенных платежей. Таким образом, в процессе таможенного оформления автомобиля сумма обеспечения будет зачтена в счет уплаты таможенных платежей, и одновременно при этом недостающие деньги будут либо возвращены, либо от вас потребуют доплатить недостающие.
Третий выход. В соответствии со статьей 340 Таможенного кодекса уплата таможенных платежей может обеспечиваться одним из четырех способов: вы можете взять в банке кредит, предоставить банку залог, а таможенному органу банковскую гарантию или поручительство.
- По большому счету, - как признался Валерий Решетников в конце беседы с корреспондентом "РГ", - документ разрабатывался в соответствии с правительственной Концепцией развития автомобильной промышленности России и призван защищать рынок отечественных производителей автомобилей.
Приведут ли подобные меры к возрождению отечественного автомобилестроения, вопрос, конечно, интересный. Но то, что для большинства российских граждан мечты о подержанной иномарке серебристого цвета под окном панельной девятиэтажки канут в Лету, - это точно.