Что предлагается? Между Ленинградским проспектом и Бутырским валом построить полную транспортную развязку по принципу "кленовый лист". Один "лепесток" со стороны вокзала уже есть. Существующее отверстие под Тверским путепроводом, через которое на площадь идет транспорт, в том числе и общественный - 12-й маршрут автобуса и 18-й троллейбуса, - предлагается расширить и нарастить в высоту до 5 метров. "Ведь тот же троллейбус требует более высокого "потолка", - комментирует главный специалист НПО транспорта и дорог Института Генплана Михаил Ивановский. - Под путепроводом будет организовано встречное движение, которое сейчас совершается под светофор. Для этого планируется пробить еще одно отверстие под путепроводом. Чтобы обеспечить необходимые габариты и сгладить некоторую "горбатость" рельефа, придется несколько опустить проезжую часть на подходе к путепроводу, начиная от пересечения створа 1-й Брестской улицы и Грузинского вала и приподнять часть Тверского путепровода. Но постараться сделать это так, чтобы мост не загородил фасад вокзала - памятник архитектуры в стиле модерн работы инженера Струкова. В таком же стиле построен мост, представляющий собой памятник инженерного искусства. Если удастся осуществить задуманное, то весь транспорт с Грузинского вала и 1-й Брестской улицы, не томясь, как сейчас, в ожидании сигнала светофора на 1-й Тверской -Ямской, уйдет под мост, развернется в петле и спокойно уйдет в сторону области. Именно туда, как показали обследования, и нацелен основной поток машин. Через ту же петлю, не докручивая ее до конца, можно будет вырулить на Бутырский вал. На Лесную улицу можно будет попасть через 1-й Лесной переулок.
Сегодня пропускная способность участка Тверской, куда сходятся потоки авто с трех направлений - 1-й Тверской-Ямской, 1-й Брестской улицы и Грузинского вала, - чуть более 3 тысяч машин в час. Новый же "прокол" под Тверским путепроводом обеспечит непрерывное движение по четырем полосам 8 тысяч машин в час.
Таким образом, через это отверстие пройдут и разбегутся в разные стороны все три веерные направления. Светофор исчезнет, движение по 1-й Тверской-Ямской станет непрерывным. То есть будет сделан очередной шаг к бессветофорному движению по Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицам, предусмотренному Генпланом развития города. Последний светофор останется перед выездом на кольцо центральных площадей - Манежную, Театральную, Лубянку и на Охотный Ряд. Но там от него никуда не денешься. Правда, со временем неминуемо возрастут заторы возле светофоров на перекрестках на Бутырском и Грузинском валах. Сейчас идет работа над тем, как снять и их. Но это уже следующий этап развития узла.
Саму площадь Белорусского вокзала предлагается благоустроить, сделать ее торгово-пешеходной. Предполагаемая общая площадь будущего подземного торгового центра -30 тысяч квадратных метров. Правда, глубоко зарыться ему не позволят две покоящиеся друг над другом метрополитеновские линии - Белорусская кольцевая и радиальная. "Поэтому для подземного строительства мы сможем использовать лишь пространство от поверхности земли до "крыши" верхней станции, - рассказывает Михаил Ивановский. - Это всего 14-15 метров, но они позволяют создать трехъярусное здание - два верхних для торговых залов и нижний - для автостоянки на 1400 машиномест. Въехать туда и выехать оттуда можно будет с любой подходящей сюда улицы и магистрали. В том числе и со стороны Белорусского вокзала. Для этого планируется построить шесть рамп (въездов -выездов). Все подземные переходы по периметру площади тоже будут связаны с этим подземным пространством, в том числе тоннель, через который мы выходим на платформу электричек. На Тверском путепроводе предлагается сделать 5 полос, нарастив их за счет тротуара, взамен которого построить самостоятельный пешеходный мостик, по которому можно будет попасть на противоположную от вокзала сторону.
Железнодорожную ветку, лежащую в глубокой "канаве" и ведущую к Савеловскому вокзалу, архитекторы предлагают накрыть специальной платформой и устроить здесь еще одну торговую зону и многоярусные паркинги. Такого в столице пока нет.
В предложенной концепции предусмотрено и новое архитектурное оформление привокзальной площади. Сквер развернется вдоль Тверской-Ямской, сохранив памятник Максиму Горькому, который будет встречать въезжающих в центр города. Сквер и вообще площадь станут доступными для пешеходов благодаря сквозным подземным коридорам, расположенным вне зоны движения транспорта. Новый комплекс офисов в Лесных переулках позволит создать современный, в стиле хайтек, фон, оттеняющий и подчеркивающий красоту Никольского храма. Строительство, конечно, обойдется в весьма круглую сумму: только транспортная развязка "потянет" на более чем полмиллиарда рублей. Но инвесторы, желающие вложить свои денежки в этот проект, уже есть.