20.01.2004 03:00
Экономика

Иномарки не уступают дорогу

Их продажи в России сохранят высокие темпы роста
Текст:  Наталия Ерофеева
Российская Бизнес-газета - : №0 (443)
Читать на сайте RG.RU

Если в 2001 году доля российских автомобилей, то есть автомобилей, произведенных российскими компаниями в России, составляла 64 процента, то в 2003 году она снизилась примерно до 55-56 процентов.Что касается 2004 года, то вероятно, что доля российских автомобилей в общей структуре рынка упадет до 56 процентов. Эксперты также полагают, что эта доля будет и дальше снижаться, и к 2010 году она достигнет 50 процентов.

Что касается иномарок, то, по экспертным оценкам, доля их продаж в 2001 году составляла 32 процента, в 2002-м - 39 процентов, в 2003 году существенно не изменилась.

Причем импорт подержанных иномарок, несомненно, снизился, и снизился очень существенно. Сегодня уже практически весь рынок подержанных иномарок "закрыт" высокими пошлинами. В то же время в прошлом году не была распродана часть подержанных иномарок, уже ввезенных в страну. То есть они перешли на этот год и будут еще, наверное, продаваться в начале года.

Одновременно наблюдается очень существенный рост продаж новых иномарок. Эксперты говорят, что он увеличился примерно на 30 процентов в 2003 году.

В 2004 году доля импорта, по оценкам аналитиков, составит около 35 процентов. Повышение пошлин скажется, конечно, и на этом секторе. И даже при этом продажи новых иномарок возрастут примерно на 11 процентов, в то время как рынок подержанных иномарок сократится на 15 процентов.

А как изменится доля иномарок, производимых в России, в общем объеме продаж легковых автомобилей в России?

В 2004 году она возрастет, по прогнозам, с 4 процентов до семи. Ожидается, что рост продаж таких автомобилей составит примерно 72 процента. И хотя в относительном выражении это кажется очень и очень много, в абсолютных значениях - это совсем не так много. Ожидается, что в 2004 году на наших предприятиях соберут 110 тысяч автомобилей. Это весьма скромная цифра, если сравнивать с общими продажами легковых автомобилей в России, которые составят 1 миллион 600 тысяч единиц.

Если сегмент иномарок, собранных в России, еще несколько лет назад практически не существовал, то в прошлом году он уже набрал существенные обороты. И если говорить о соотношении за последние несколько лет и структуре продаж иномарок в России, то самыми высокими темпами развивается именно производство иномарок в России.

Что касается подержанных иномарок, то объемы их продаж тоже растут. При этом они "отбирают" долю рынка у российских автомобилей.

Если разделить российский рынок на 4 следующих сегмента: новые российские автомобили; подержанные иномарки; новые иномарки, которые ввозятся готовыми; новые иномарки, которые собираются на территории России, то достаточно легко предвидеть, что сегмент новых иномарок местного производства покажет наиболее сильный рост. Но если посмотреть в количественном выражении, то в 2003 году было произведено и продано примерно 64-65 тысяч таких машин. Имеются в виду только машины, произведенные непосредственно в России, без учета, например, производства в Узбекистане и Украине. А к 2010 году, по экспертным оценкам, это количество увеличится почти в 4 раза и составит примерно 240-250 тысяч автомобилей в год.

При этом продажи и новых импортируемых иномарок будут расти также очень высокими темпами. Это связано с тем, что все-таки динамика распределения доходов очень неравномерна. В России динамично растут доходы богатых людей, в то время как доходы остальных растут совсем не так быстро. Богатые же люди будут покупать больше дорогих иномарок, несмотря на то, что пошлины будут увеличиваться еще больше.

Что касается стран происхождения импорта, то значительно увеличили продажи компании из Японии и Южной Кореи - на фоне более скромных успехов компаний из Европы. Изменение курса евро по отношению к доллару, конечно, имело существенное значение. Но в то же время были и другие факторы, одним из которых являются нарекания к качеству европейских автомобилей. То есть потребители не всегда довольны соотношением качество/цена европейских автомобилей. Этим также можно объяснить успех японских производителей на российском рынке.

Если иметь в виду "ценовую" структуру нынешнего спроса на легковые автомобили в России (скажем, до 6 тысяч долларов, 6-10 тысяч, 10-15 тысяч, от 10 до 15 и так далее), то тут мы наблюдаем следующие тенденции. Самая большая категория - это недорогие машины стоимостью до 6-6,5 тысячи долларов. Сюда попадают практически все российские автомобили, а также достаточно старый импорт. Доля этих двух групп составляет примерно 50 процентов всех продаж в России.

Наиболее динамичными категориями в ближайшем будущем станут категории "от 6 до 10" и потом, может быть, "от 10 до 15 тысяч" долларов. Именно в эту категорию попадают иномарки российского производства. И с развитием потребительского кредитования, в том числе кредитования на покупку автомобиля, именно на эти категории придется большой покупательский интерес, ориентированный на качественные автомобили. А сегмент "свыше 15 тысяч" долларов в принципе стабилен и составляет примерно 5 процентов от рынка. И скорее всего он таким и останется в ближайшие 5 лет.

Наверное, на сегмент автомобилей "от 6 до 12 тысяч" долларов сейчас приходится 25-30 процентов всех продаж в России. В эту категорию попадают и отечественные новейшие машины, и иномарки российской сборки. А все, что идет в ценовом диапазоне от "12 до 15 тысяч" долларов, - это хорошо укомплектованные иномарки российской сборки либо импорт новых иномарок, хотя и экономического ценового класса.

По оценкам аналитиков рынка, к концу 2004 года российские автомобили российского производства составят примерно 54 процента от общих продаж. Подержанные иномарки - 26-27 процентов. Новые иномарки, ввезенные из-за рубежа и продаваемые через дилеров, - примерно 13 процентов. Оставшаяся часть - около 6,5 процента - это новые иномарки российской сборки.

Главная тенденция, которая будет наблюдаться, - это потеря российскими автомобилями своей доли рынка. Поэтому вполне можно говорить о снижении доли российских автомобилей до 55-56 процентов от общего рынка. Конечно, при условии, что рынок будет расти и не произойдет никаких катаклизмов.

ВЭД Налоги Легковые авто