После нового года проблема с уплатой транспортного налога стала острее. По закону, скажем, Москвы, Красноярска Новосибирска и ряда других регионов, заплатить этот налог за прошлый год надо до 20 января, то есть до вчерашнего дня. Тем не менее 30 процентов автолюбителей еще просто не получили по почте должного квитка. И как быть? Какие санкции им грозят за нерасторопность налоговых служб?
Озабоченность честных автовладельцев (станешь тут честным, если тебе разными карами угрожают) и создала столпотворение, близкое к панике, во многих налоговых инспекциях столицы и области, которое наблюдалось несколько последних дней. К чести налоговиков, они достойно вышли из этой ситуации. Наши корреспонденты посетили ряд пунктов сбора налоговой "дани" и убедились, что даже там, где еще на днях бурлили народные массы (например в подмосковных Мытищах), автолюбителей уже на входе отсеивают от общего потока, заводят в отдельный кабинет и работают с каждым индивидуально. Так что проблему с очередями в принципе удалось решить. Ну а как быть с невольным нарушением закона?
Главная причина ступора: не все в порядке с базой данных, по которой рассылаются уведомления. До недавнего времени в моде была продажа машин по генеральной доверенности. Обычно автовладелец после такой процедуры не интересовался судьбой своего "железного коня". И сейчас у него вполне есть шанс получить уведомление об уплате транспортного налога на машину, про которую он и помнить-то уже забыл. Найти машину, проданную по десятой доверенности, практически нереально. А если она давно гниет на какой-нибудь свалке? К сожалению, этот вопрос не продуман и не решен.
Теперь о тех, у кого машина в живом виде, и у кого, соответственно, встает проблема размера налога. Поскольку он исчисляется по числу лошадиных сил - немного о лошадях и стоимости. По закону, налоговую ставку на одну лошадиную силу назначают местные власти, исходя из рекомендаций Минэкономразвития. Так, в большинстве регионов, в том числе в Москве, налогом не облагаются машины до 70 лошадиных сил. Например "Ока", ВАЗовские восьмерки-девятки с объемом двигателя 1,3, "Таврии". Налог на машины до 100 "лошадей" в Москве составляет 5 рублей на одну силу, в Подмосковье - 6 рублей. Самая высокая ставка налога по стране почему-то в Санкт-Петербурге - 10,5 рубля. До 150 "лошадей" - 15, 17 и 20,8 рубля соответственно. Однако мощность двигателя в паспорте отечественных автомобилей стали указывать не столь давно. Только в Москве более 700 тысяч автомобилей, мощность которых по паспортным данным установить невозможно. Соответственно и владельцам этих авто придется ждать уведомления об уплате налога долго. Ведь для начала налоговикам нужно определиться, каким способом установить эту мощность. Пока таких методик и рекомендаций нет.
Так что захотело государство взять налог - а он в руки не дался. Оказывается, надо потратиться - то есть подготовиться к тому, чтобы без помех собрать то, что казне причитается.
Новосибирск
Мы попросили нашего корреспондента в Новосибирске Юрия Прокопьева разузнать, как обстоят дела со сбором злосчастного налога в этом крупнейшем зауральском мегаполисе:
- В Новосибирской области налоговые ставки установлены по максимуму. За легковушку с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил нужно платить 25 рублей за силу, с "движком" 100-150 л.с. - по 35 рублей, с мотором в 150-200 л.с. - 50 рублей за "лошадь", 200-250 л.с.- по 75 рублей, а владельцам самых "крутых" автомобилей (свыше 250 л.с.) -по 150 рублей. Срок уплаты налога установлен до 20 января. Однако, заглянув вчера в ближайшую районную налоговую инспекцию, ваш корреспондент обнаружил очередь из четырех человек, причем все они оказались "штрафниками", получившими уведомления от налоговиков в положенный срок. Правда, один из посетителей, Сергей, уведомления не видел: он ездит на машине отца и платит налог на его имя. Сергей почему-то был уверен, что последний день уплаты - 21 января. Узнав, что заплатить нужно было хотя бы вчера, спокойно заметил: "Да простят, поди". Дама сообщила, что сидела с больным ребенком, вот и просрочила, мужчина уверял, что только сегодня вернулся из командировки. И только один признал, что просто тянул до последнего.
По словам налоговиков, проблемы в Новосибирске - как везде: в базах ГИБДД масса неточностей и недоработок, неразбериха с фамилиями и адресами владельцев, у многих отсутствуют данные о мощности моторов и так далее. Поэтому уведомления в отпущенный до 20 декабря срок получили далеко не все.
Воронеж
А в Воронеже, как сообщает наш корреспондент Лариса Карташова, обнаружились мертвые души:
- Когда в начале прошлого года заговорили о замене налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, то сообщалось, что его должны заплатить 612 тысяч автовладельцев. Сегодня цифра упала до 470 тысяч. "Мертвые души" возникают в силу вполне житейских ситуаций. Человек умер, а в наследование машиной никто не вступил, или авто лет десять назад продали или разобрали на запчасти. База ГИБДД устарела и морально, и материально: информация размещена на карточках, которые приходится обрабатывать руками.
Еще одна головная боль с теми, кто ездит по доверенности. Таких автомобилей в воронежском парке, по прикидкам специалистов, - около 15 процентов, или 40 тысяч. По мнению воронежских налоговиков, необходимо внести коррективы в закон, чтобы исправить эту ситуацию. Всего же в 2003 году транспортного налога собрали 158 миллионов рублей (90 процентов от запланированного), что на 16 миллионов больше, чем дал в 2002 году налог с владельцев транспортных средств.
Комментарий
Лариса Крыканова,
начальник отдела исчисления имущественных налогов с физических лиц и госпошлины Министерства по налогам и сборам:
- Сроки уплаты транспортного налога устанавливаются региональными властями. В Москве, в частности, он - 20 января. Тем не менее мы исходим из того, что налог нужно заплатить в течение месяца после получения уведомления об оплате налога, которое рассылается налоговыми органами. И если москвич, к примеру, не получил такое уведомление до 20 декабря прошлого года, то ему не следует беспокоиться, что 20 января он не заплатил налог. Нужно подождать, когда уведомление придет.
Можно и самому пойти в налоговую инспекцию. Дело в том, что налоговые органы готовят все документы на основании данных, полученных в ГИБДД, а там не все есть. Вот, говорят, возникают проблемы с установлением мощности машины, с которой начисляется налог. Но ведь существует масса каталогов, которые использует ГИБДД, а также и налоговые органы. Можно в конце концов запросить завод-изготовитель. Так что это - решаемая проблема.
Другая проблема - те, кто продал свои машины по доверенности, тоже получают налоговые уведомления. Не надо идти в инспекцию и "открещиваться" от машины. Ищите теперешнего владельца, а еще лучше - оформляйте с ним сделку, чтобы не возвращаться к этому вопросу. Лучше уплатить за оформление сделки нотариусу и какой-то небольшой сбор в ГИБДД, чем потом все время платить налог.
Для нас, безусловно, сейчас очень тяжелый период - фактически заново формируется база данных по автомобилям, поскольку, как выясняется, ее нет и у ГИБДД. Мы такой период уже проходили, когда создавали базу данных по личному имуществу, по недвижимости в 1992 году.