Между тем в 54 регионах повысилось количество дорожно-транспортных происшествий. При этом, как сообщил начальник Главного управления (ГУ) ГИБДД МВД РФ генерал-майор Виктор Кирьянов, опаснее всего на дорогах Ингушетии, Чечни, Дагестана, Тывы, Алтая, Приморского края, Владимирской, Калужской и Московской областей. Здесь самый высокий показатель ДТП.
Всего в 2003 году произошло 204 267 аварий. Это на 10,8 процента больше, чем в 2002 году. Погибло 35 602 человека, получили травмы 24 919 человек. Из этого количества около 27 тысяч - пострадавшие дети: погиб 1561 и ранены 25 291 ребенок. При этом экономический ущерб составил 321 млрд. 600 млн. рублей.
"Я не знаю, с какой стороны - с задней или передней, но надо поддать нарушителям и тем, кто этой ситуации потворствует, - эмоционально комментировал статистку аварий вице-премьер. - Дорога, соединяющая Запад и Восток длиною 11 тысяч километров. Получается, что на каждый километр приходится по три покойника. Столько людей локальные войны не уносят".
Правительственная комиссия уже вызывала "на ковер" представителей регионов. Однако административный ресурс, похоже, уже исчерпан. На все увещевания у территорий один ответ - денег нет ни на хорошие дороги, ни на безопасные машины. Что делать? Вице-премьер считает, что пора приступать к персональному "разбору полетов". В частности, он посоветовал Виктору Кирьянову не "давать" звездочки тем региональным руководителям служб дорожной инспекции, где высок уровень аварийности. В проблемных регионах пройдут выездные заседания Правительственной комиссии: с тем, чтобы помочь территориям хотя бы остановить печальную статистику.
В свою очередь Минтранс предложил внедрить систему лицензирования городских маршрутов. Он сообщил, что с такой инициативой в ведомство вышло уже 30 регионов, которые считают, что таким образом перевозчики будут экономически заинтересованы в безопасном движении своих водителей. Кстати, количество ДТП с участием пассажиров автобусов выросло по сравнению с прошлым годом на 14 процентов. А именно они уносят большое количество жизней. Причем в большинстве своем они происходят по вине водителей, лишь треть из общего количества ДТП были спровоцированы пешеходами.
За год дорожная милиция привлекла к административному наказанию 34 млн. граждан. Из них 1,2 млн. водителей заплатили штраф по причине нетрезвого управления. И это только надводная часть айсберга. Сколько нарушителей остались без внимания официальной статистики, неизвестно. Не секрет, что немалая часть водителей предпочитает не доводить дело до официальной уплаты штрафа - дают на "лапу": уж очень много времени требуется для того, чтобы оформить протокол, а потом еще не один день побегаешь, чтобы уплатить взысканную сумму. Поэтому-то законопослушные владельцы машин и выступают за упорядочивание системы уплаты штрафов.
Тем не менее Владимир Яковлев убежден, что с нарушителями на дорогах нужно "расправляются" с помощью высоких штрафов. В Японии на 30 процентов снизилось количество дорожно-транспортных происшествий после повышения штрафных санкций. Во Франции пошли еще дальше. Здесь на дорогах установлены роботы-радары, которых не уговоришь взять "билет в большой театр" - так окрестили водители дорожные взятки. Вице-премьер сообщил, что в ближайшие месяцы делегация ГИБДД и Правительственной комиссии по транспортной политике направится во Францию изучать опыт местных полицейских.