30.01.2004 04:40
Общество

Туберкулез: лечение или тюрьма

Такой выбор предлагают больным туберкулезом в Ярославской области
Текст:  Екатерина Пятунина (Ярославль)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3392)
Читать на сайте RG.RU

Палочка-мутант

Юрий Васильевич убежден, что бороться со злостными нарушителями надо радикальными методами: ставить перед выбором "лечение или тюрьма". И если тот не согласен лечиться - отправлять в туберкулезное отделение зоны под Угличем (и лечить там). Например, в Европе, если больной туберкулезом нарушает изоляционный режим и появляется в общественном месте - попадает в тюрьму за нарушение прав общества. Так у них и туберкулезников, надо заметить, раз-два и обчелся.

- У нас закон о защите прав человека иногда становится очень удобной лазейкой для всяких проходимцев, а в этом случае надо думать о защите прав общества, - объясняет Юрий Маковей. - В день один больной открытой формой туберкулеза награждает своими "палками" 20 человек. Именно "награждает" - болезнь не обязательно разовьется сразу, палочка может годами находиться в организме, а начнет размножаться только при благоприятных для нее условиях. Например при нервном стрессе, который сейчас практически у всех. Поэтому имеет смысл раз в год делать флюорографию. Обследование позволяет выявить очаг в легких и быстро его вылечить, не доводя ситуацию до клинических проявлений болезни.

Тем более что содержание одного больного в стационаре государству обходится в 300 рублей в день, а полный курс лечения - от 100 тысяч и выше, в зависимости от сложности заболевания.

К тому же в настоящее время "царь болезней" - так называли туберкулез в Древней Индии - приспособился к традиционным лекарственным препаратам, которыми медицина пользуется с 50-х годов ХХ века. Теперь помимо обычной туберкулезной палочки появилась ее новая разновидность - лекарственно-устойчивая. Усовершенствованной палочкой мы обязаны туберкулезникам 70-80-х годов, которых за плохое поведение выписывали недолеченными из клиники. При повторном лечении обладателя туберкулеза его палочки активно сопротивлялись уже знакомым лекарствам. И если в 80-х была проблема "вторичной лекарственной устойчивости", то к ХХI веку она трансформировалась в проблему "первичной лекарственной устойчивости" - то есть изначально не поддающейся классическим лекарствам и требующей совсем других методов лечения и соответствующих денег.

Очень часто заражаются "суперустойчивой" палочкой медики и сами врачи, которых простой палочкой, как говорится, не возьмешь. Ежегодно туберкулезом заболевают от 2 до 4 ярославских фтизиатров. Хотя, в целом, по мнению главного фтизиатра области, обстановка в регионе благоприятная и заболеваемость составляет примерно 40 человек на 100 тысяч населения. Однако по-прежнему отдельных личностей невозможно удержать на больничной койке.

Сколько бомжа ни корми...

- У нас еще очень лояльное отношение к нарушителям, - делится Юрий Васильевич, - если он выпил водки, тихо лег и уснул - врачи могут на это закрыть глаза: лишь бы лекарства утром принял. Но если он напивается, начинает дебоширить и гадить везде - конечно, поневоле приходится выписывать.

Тем не менее после выигранного Маковеем первого судебного процесса летом 2002 года дисциплина в специализированных клиниках резко улучшилась: если в первое полугодие 2002-го выписка за плохое поведение составляла 37%, то во втором полугодии упала до 22%. А часть "трудных" пациентов добровольно вернулась в больницу долечиваться.

Несмотря на эффектные последствия, первая победа далась сотрудникам здравоохранения довольно дорого.

Фтизиатры судили одного из самых запущенных и надоевших своих пациентов, который был особенно опасен, так как обитал в одном из ярославских общежитий и, как потом официально подтвердилось, заразил двух соседских детей. Кроме того, больной был склочного нрава - плевал на фтизиатров, причем в буквальном смысле слова, крыл матом и всячески пытался выставить неприятелей со своей территории. Ему и выпала миссия стать самой первой, самой желанной жертвой "страшной мести", развернутой главным фтизиатром области против надоевших и обнаглевших пациентов.

Именем закона агрессора уложили на больничную койку и выделили квартиру в соответствии с квартирным планом для больных тяжелой формой туберкулеза. Больной же, вдруг осознав всю степень своей опасности для общества, стал привередничать, как старуха из сказки о золотой рыбке, и требовать квартиру "поновее", улучшенной планировки. В итоге ордер поменяли два раза, подстраиваясь под его вкус. Зато, в отместку за всю моральную боль и оскорбления, врачи заперли его в больничной палате на 8 месяцев и таки долечили.

Второму больному, из Гаврилов-Яма, повезло меньше - когда силы правосудия уложили его в лечебницу, болезнь была слишком запущена, и через месяц он умер. Следующих четырех тоже триумфально уложили. Правда, двух из них уже ищет милиция. Поиски осложняются тем, что один из разыскиваемых - бомж. Человек все-таки предпочел стабильному больничному питанию и койке свободу, о которой вспомнил, когда выпил. Его же примеру последовала другая пациентка - тоже выпила и ушла в неизвестном направлении.

"Надо будет привлекать их по Уголовно-процессуальному кодексу, за невыполнение постановления суда, - комментирует Юрий Маковей и объясняет, - пока мы единственные в России в качестве управы на нарушителей воспользовались статьей закона и очень рады, что милиция и прокуратура нас поддержали. Все-таки создавать прецедент большая ответственность - не всякий суд возьмется. Судья Кировского района Ирина Афанасьева прочитала массу специальной литературы по данной проблеме и вынесла решение в нашу пользу. Хотя отказать нам, ссылаясь на "нарушение прав человека", было гораздо проще. Так, например, сказали моему коллеге, главному фтизиатру Ленинградской области Юрию Корнееву, когда он в прошлом году пытался подать по 10-й статье на больного в суд. Корнеев недавно приезжал к нам и увез с собой постановление суда, чтобы продемонстрировать суду Петербурга. Будем рады, если наш опыт войдет в норму на территории всей страны, которая по показателям заболеваемости находится посредине между развитыми и развивающимися странами. Всего в России порядка 300 тысяч больных туберкулезом, что составляет одну треть от общего числа больных в мире. Мы, по сути, единственная из развитых стран, где сохранилась противотуберкулезная служба. Хуже нас дела обстоят только в Азии, Африке, Южной Америке, где туберкулез является повальным заболеванием. Искоренить туберкулез, конечно, полностью нельзя, но победить его нам вполне по силам - ведь справились с сибирской язвой!"

Юрий Маковей считает, что судебные процессы хороши еще тем, что слухи в туберкулезном мире распространяются быстро и это должно дисциплинировать больных. Тогда можно будет говорить о возможности стабилизации туберкулезной обстановки, но не сейчас, когда на свободе гуляет столько недолеченных и невыявленных носителей заболевания. Например, в Ярославской области осмотр проходят 50% населения - как обычно, самые благонадежные лица. А те, что находятся в группе риска - бомжи, пьяницы, бывшие заключенные - флюорографию не делают. Попадаются уклонисты и в более высоких слоях общества, некоторые "новые русские" считают, что могут проигнорировать обязательное для всех обследование. Если население и впредь будет так обследоваться, то в России, как и в Соединенных Штатах, будет выявляться по 20 больных в год, с той только разницей, что наши будут умирать в год выявления болезни.

В Ярославской области за 2003 год число умерших в год выявления туберкулеза составляет порядка 30 человек на 100 тысяч населения - это очень высокий показатель.

К слову, в прошлом году только в Ярославле было обнаружено 25 больных инфильтративной формой туберкулеза, которая, помимо опасного обильного выделения палочек в окружающий мир, также характеризуется распадом легочной ткани. На лечение такого больного требуется почти год вместо четырех месяцев, отведенных на лечение стандартной формы туберкулеза, и еще операция.

Однако главный фтизиатр Ярославской области настроен оптимистично. В Кировском районном суде на 5 февраля назначены еще два слушания по делам "особого производства" - так называются в Кировском суде иски от туберкулезного диспансера. Юрий Васильевич вполне вошел в юридический азарт и готовит новую психологическую атаку на туберкулезный мир. На сей раз решил "добить" непутевых пациентов тюремной угрозой. Доктор считает, что угроза тюремного заключения благотворно отразится на поведении строптивых пациентов.

Кстати
По данным Ярославского областного туберкулезного диспансера, заболеваемость жителей региона за 2003 год составила 40 человек на 100 тысяч населения, что, по мнению главного фтизиатра области Юрия Маковея, является неплохим показателем. В то же время часто болеют дети - 15, 2 человека на 100 тысяч - и подростки - 29, 4 на 100 тысяч. В целом распространенность туберкулеза составляет 138, 4 на 100 тысяч.

Смертность от активного туберкулеза составила 8,4 на 100 тысяч. Очень большая смертность среди впервые выявленных больных - 28, 4 %, что говорит о несвоевременном обследовании. К слову, среди впервые выявленных оказалось 43,8 активных бацилловыделителя на 100 тысяч, что тоже является плохим показателем.

Из всех цивилизованных стран фтизиатрическая служба сохранилась только в России, где численность больных туберкулезом составляет одну треть от общего количества больных в мире. Наиболее распространен туберкулез в Азии, Южной Америке и Африке.

Здоровье Ярославская область Центральная Россия