03.02.2004 00:00
Экономика

Санкт-Петербург. Страховая лихорадка

Число обращений в страховые компании растет не по дням, а по часам
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская газета - Северо-Запад: №0 (3395)
Читать на сайте RG.RU

Владельцам автомобилей приходится волей-неволей страховаться. По оценкам экспертов в Санкт-Петербурге к настоящему времени получила полисы половина всех автовладельцев. Правда, если исходить из неполных сведений о числе застрахованных в крупнейших компаниях (первая пятерка СК выдала примерно 250 тысяч страховок), число это представляется несколько завышенным. Но все равно, владельцев полиса ОСАГО нынче много. И вопрос теперь стоит не о том, страховаться или нет, а о том, что это дает.

По несколько часов приходится ждать на морозе людям, попавшим в аварию на дороге, чтобы можно было составить протокол о ДТП. И еще около месяца ходить по инстанциям, прежде чем они получат возмещение ущерба от страховой компании, в которой была застрахована гражданская ответственность виновника аварии. Причем далеко не факт, что выплаченная сумма покроет стоимость ремонта. Ведь страховую компанию никто (кроме суда) не может обязать заплатить именно столько, сколько насчитали вам на станции техобслуживания.
У страховщиков свои нормы расчета, в которых учитывается, к примеру, износ вашей машины. То есть если она не новая (а много ли новых автомобилей в России?), так никого не будет волновать, насколько вы ее хорошо содержали, когда меняли детали и т. д. Написано, что за столько-то лет работы данная часть машины должна износиться на столько-то процентов, так вам и подсчитают. И доказывайте потом, что вы не верблюд.

Все это всплыло по ходу круглого стола, на котором крупнейшие автостраховщики Петербурга подводили итоги первого месяца 2004 года. Надо сказать, что на деле говорить об итогах еще рановато. В большинстве компаний процесс реальных выплат страховок по ОСАГО еще только начинается. Лишь 5–10 процентов собранных денег идет на покрытие ущерба от аварий, остальные “накапливаются”. Есть, правда, по данным статистики, территории и компании, у которых выплаты уже превысили сумму собранных страховых взносов, но это где-то там, в провинции, где машин (а стало быть, и людей, покупающих полисы) мало, а аварии тоже случаются. У нас же пока застрахованных куда больше, чем тех, кто был уже вынужден воспользоваться услугами страховщиков. Хотя… число обращений в страховые компании за компенсацией ущерба растет не по дням, а по часам. Сейчас некоторые крупные фирмы принимают по полсотни заявлений в день, в то время как еще месяц назад было на порядок меньше. Что начнется, когда настанет пора выплачивать деньги по этим делам, пока никто предсказать не может. Скорее всего, процедура выдачи денег затормозится еще больше. Или страховщики начнут искать причины, чтобы платить поменьше. Кроме упомянутого уже “износа” (кстати, вот что интересно: при добровольном страховании автовладелец может заключить договор так, что никакой износ считаться не будет), есть еще и такая лазейка: компания не обязана платить за ремонт, если поломка не внесена в акт, составленный на месте инспектором ГИБДД.

– Среди наших инспекторов, как вы сами понимаете, автослесарей немного, так что они на месте точно определить наличие внутренних поломок не могут, – говорит Михаил, автоинспектор с большим стажем. – Да и внешние определяют в довольно-таки общем виде. Типа: “повреждение передней подвески”. А какое? Это иногда неспециалисту и не определить на глаз, так машину покорежит. Мы отправляем людей на ближайшую станцию техобслуживания, где специалисты, в присутствии обоих участников аварии проводят осмотр.
Но… страховщики вполне справедливо заявляют, что в СТО стремятся стрясти с клиента побольше денег, а потому предлагают, к примеру, заменить те детали, которые можно было бы отремонтировать. То есть заключения технических экспертов страховые компании не устраивают. А в акте ГИБДД вполне могут не быть отражены все реальные поломки. Как же быть? Обращаться в независимую экспертизу (от кого независимую?), идти в суд? Но тогда зачем вообще нужна страховка? Ведь, по сути, через суд вопрос можно решать и без страховой компании. Конечно, бывают случаи (и страховщики с удовольствием ими козыряют), когда пенсионер врезается в иномарку, и без наличия у него страховки шансов получить с него деньги на покрытие ущерба были бы равны нулю. Но, признаемся честно: таких случаев немного. А в обычном случае люди и так рассчитались бы за нанесенный ущерб. Может быть, даже быстрее. Ну, или не рассчитались бы, и все равно дело не один месяц тянулось бы в суде.
В общем, есть от нее, этой “автогражданки”, реальная польза или нет, пока остается неясно. Очевидно только одно: с ее появлением увеличилось число фиксируемых ДТП, а стало быть, объем работы у автоинспекции.

Выхожу с заседания круглого стола. И тут же натыкаюсь на сценку, словно специально выстроенную в качестве иллюстрации только что состоявшегося разговора. Посреди узкой улицы зеленая “Таврия” “поцеловала” шедшую впереди “Волгу”. Ущерб явно невелик (бампер, фары). Но… обе машины застрахованы по ОСАГО. И вот владельцы их с упорством, достойным лучшего применения, ждут автоинспектора и аварийного комиссара. А те все не едут. Возможно, патруль ГИБДД застрял где-то на аварии с жертвами (таким случаям, естественно, отдается предпочтение), а комиссар не может сам пробиться сюда из-за образовавшейся уже не только на этой улице, но и на соседних, “пробки”. Нервничают не только участники столкновения, но и люди в насмерть застрявших машинах. Наконец, невзирая на протесты шоферов “Волги” и “Таврии”, их общими усилиями спихивают к обочине. Поток машин возобновляется. Ну, и? Как теперь будут составлять акт ДТП? И как людям заплатят их страховки?

Страхование Страхование Легковые авто Санкт-Петербург Северо-Запад