По ходу проверяются автопарки и автохозяйства, а также маршрутные автобусы непосредственно на дороге. На сей раз в операции задействованы дополнительные силы милиции: накануне произошел теракт в московском метро. На места выехали руководители подразделений, отделов и главков ГИБДД. Журналистов пригласили в Люберецкий район.
Собачья работа
Мы приехали на пост где-то в час дня. На тот момент никаких наркотиков и оружия обнаружено не было. Впрочем, странно предположить, что кто-то попробует сейчас, когда объявлено всеобщее усиление, когда не затих шум вокруг теракта, провезти оружие. И тем не менее несколько раз выпускали собаку проверить остановленные машины. Вильма - пятилетняя овчарка с серьезным стажем, закончила ростовскую школу круглой отличницей, на ее счету уже несколько случаев обнаружения оружия. Она сует свой нос под крылья, под днище, багажник, двери, бардачок, даже фары и номерные знаки не остаются без внимания, и гордо удаляется. Ну нет оружия.
Кинолог, старший лейтенант милиции Михаил Камский, рассказывает, что за прошлый месяц Вильма дважды находила стволы.
- Как она это проделывает?
- Она обучена на запах оружейной смазки. Это не значит, что только оружие находит, взрывчатка тоже обладает соответствующим запахом. Находит подозрительное и садится. Это знак, что там что-то есть. Лаять она не должна, вдруг там бомба, которая сдетонирует на резкий звук?
Примечательно, что реакция у всех остановленных водителей была адекватная, никто не ругался, не угрожал "уволить на месте", даже пассажиры маршрутного такси, остановленного за нарушение правил, скандалов не устраивали. Они, правда, так и остались в неведении, за что была остановлена "Газель"...
Без руля и ветрил, а заодно и без кресел
А в это время на конечных остановках маршрутных такси проверялись автобусы.
Операция началась в четыре утра. В это время сотрудники ГИБДД посетили автопарки и проверили выпуск автобусов на маршрут. Итоги не утешительны: по тем или иным причинам на линию не выпущено более 40 процентов транспорта. Это касается автотранспортных предприятий, работающих по госзаказу, и некоторых частных компаний.
Контроль перешел на маршруты. Тормозить маршрутное такси в пути, с пассажирами - себе дороже. Инспектор один, а пассажиров пятнадцать человек. Попробуй докажи им, что ездить на такой машине опасно для жизни. Но вот статистика: в прошлом году на территории Московской области произошло 575 ДТП с участием водителей автобусов. 163 из них - по вине их водителей. В результате 34 человека погибли и 255 - получили ранения.
В общем, проще проверять уже на конечном пункте.
...Буквально на наших глазах к конечному пункту подъезжает тарантас, который в лучшие свои годы, наверное, и носил гордое имя "Газель". Не раз рихтованные жеваные и ржавые бока, абсолютно лысая резина. Для того чтобы выпустить пассажиров, водитель вышел из машины и с трудом приподняв дверь, отодвинул ее... Водителю 23 года, пять лет за рулем, у него ни лицензии на пассажирские перевозки, ни техосмотра, ничего. Сидения падают при легком прикосновении, огнетушителя и аптечки в помине нет. Какую ответственность он понесет за то, что подверг риску 15 человек? Штраф 50 рублей. За то, что машина неисправна.
Да, будет направлено предписание в транспортную инспекцию. Ну и что? Лицензии у него все равно нет, а значит, и лишиться ее он не может. Возможно, транспортная инспекция выпишет ему административный штраф (порядка пяти тысяч рублей), но это для него тоже не деньги. По его словам, его уже три раза ловили, он платил штраф, клялся, что больше не будет, и снова выходил на маршрут. Примечательно, что за подобные нарушения по закону положено запрещение эксплуатации транспортного средства. Но, несмотря на то что соответствующее постановление Правительства РФ уже вступило в силу, закон не действует. В нем предусмотрено три месяца на отработку соответствующего механизма: как снимать регистрационные знаки, где хранить, как выдавать обратно, как пересылать. Пока этот механизм не разработан, подобные нарушения будут оставаться безнаказанными.
К слову, средняя протяженность люберецких маршрутов - девять километров: пять по Люберцам и четыре до Москвы. На них работают 149 автобусов государственных автотранспортных хозяйств и 600 частных маршрутных такси. В день проведения операции в городе явно ощущалась нехватка пассажирских транспортных средств: 400 маршруток просто не вышли на линию.
- Операция не была секретной, - заявил заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-майор милиции Владимир Швецов, тоже принимавший в ней участие. - Мы ни от кого ничего не скрывали. И не вышедшие на маршрут машины - лишь свидетельство того, что у них что-то не так. Кому они принадлежат - известно. И их обязательно проверят.
Только для начальников
Пока проходила операция, в Люберецком управлении ГИБДД собрались руководители транспортных предприятий района, которым милиционеры рассказывали, каким образом им нужно действовать, чтобы обезопасить пассажиров. А также пытались вразумить тех, кто уже пойман на нарушениях. Для начала был продемонстрирован видеоролик. Его снимали сотрудники ГИБДД, пристроясь в хвост какой-нибудь маршрутке. Вот маршрутка, у которой не работают стоп-сигналы, а вот другая - поворачивает, не поморгав указателем поворота. Вот "Газель", устремляясь к остановке, резко подрезает другую, от нее трогующуюся. А вот прямо посреди потока высаживает пассажиров... Незакрепленная запаска в середине салона... Болтающиеся или дополнительно установленные сиденья... А вот по ходу сюжета появляется "Газель", у которой в блоке предохранителей установлены "жучки".
- В последнее время общее количество ДТП по стране увеличилось на 10 процентов. А количество ДТП с пассажирским транспортом - на 15 процентов, - говорит Владимир Швецов. - И виной тому отсутствие контроля за допуском автобусов и водителей на линию. Только в прошлом году к административной ответственности было привлечено более восьми с половинной тысяч должностных лиц автотранспортных предприятий и водителей только по Московской области. Нужен единый федеральный закон, который бы четко определил порядок организации пассажирских перевозок, контроля за этим процессом.