На классику пыль не садится
В конце прошлого года прихожане одного из храмов Ярославской области дружно вспомнили эпизод из классической уже комедии "Старики-разбойники", где герои Никулина и Евстигнеева воруют из музея картину. Работники очага культуры, по сюжету, думают, что полотно увезли на реставрацию, и потому пребывают в полнейшем спокойствии. Киношная история почти повторилась.
Из Воскресенского собора - красы и гордости города Тутаева - украли икону. Перед вечерней службой одна из женщин - бескорыстных помощниц, которых много при каждом храме, - зажгла напротив иконы "Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец" лампаду и отошла к другому лику, тоже зажигать лампаду. Через какое-то время (как потом прикинули оперативники, минут через 15) она слышит возглас: "А где же у вас икона-то?" Растерянная прихожанка с незажженной свечкой в руках стоит перед голой стеной и хлопает глазами.
Всеобщее недоумение… Кто-то куда-то звонит. Выясняется, что икону вроде бы собирались везти на реставрацию, все облегченно вздыхают и успокаиваются. Что реставраторы к иконе не прикасались, выяснилось через сутки, когда след вора не то что простыл, а вообще заледенел. На вызов примчалась милиция, начались поиски.
Далеко не маленькая - 97 на 72 см - икона XVI - XVII века в розыске уже месяц. Как такую великаншу можно было незаметно снять со стены и вынести из храма почти средь бела дня всего за пятнадцать минут - вопрос более чем интересный.
Всплеск "антикварных" краж в Ярославской области, как и по всей стране, произошел в начале бурных девяностых. Тогда и были созданы по всей стране отделы по борьбе с кражами антиквариата. Однако через несколько лет правоохранители с широкими лампасами на штанах решили, что есть дела и поважнее - убийства, грабежи, квартирные кражи, которых тоже стало намного больше, - и почти все отделы разогнали. Ярославский межрайонный отдел по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей управления уголовного розыска областного УВД удалось устоять. На территории Золотого кольца, культурно-исторические ценности которого мы энергично демонстрируем всему миру, это единственный полноценный отдел, противостоящий антикварному браконьерству.
Жизнь за икону
В 2003 году преступлений по линии антиквариата в Ярославской области стало на 18 процентов больше, чем годом раньше. Совершено проникновение в 30 церквей, лишились своих семейных святынь и реликвий больше ста жителей области - в основном старики. Пять человек из-за икон погибло.
Такого количества убийств на антикварной почве работники ярославского отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей вообще не помнят. Владельца одной иконы лишили жизни собутыльники, прихватив в качестве добычи святой лик вкупе с алюминиевыми бидонами. Четыре человека в масках расстреливают и забивают битами двух сельских коммерсантов (одному удалось выжить) ради небольшой суммы денег и одной иконы.
Священник села Покров Даниловского района привечает молодого мужчину, назвавшегося резчиком по дереву. Он месяц живет в доме священника и действительно работает резчиком в местной церкви. А потом зверски убивает пожилую прихожанку, тоже жившую в доме батюшки, и скрывается с четырьмя его иконами. "Резчик по дереву", оказывается, находился в федеральном розыске за грабеж. Его задержали в Ивановской области, где он скрывался у родственников. Три иконы он уже успел сдать в скупку - там их и нашли.
Еще пример? Чтобы беспрепятственно сорвать со стены святой образ, убивает старика молодой житель Ростовского района. В том же районе из-за нежелания расстаться с семейной реликвией накануне Нового года погибла пожилая женщина. Этот случай потряс даже бывалых оперов. В деревне по соседству со старушкой квартировали две девицы с Украины. Они наведались к бабушке в гости, заметили старую икону, попросили продать. Хозяйка отказала. Когда долгие уговоры и богатые посулы ни к чему не привели, одна из девиц в очередной раз заявилась к старушке в дом и убила ее утюгом. Убийцу задержали в Ярославле при посадке в поезд.
Ноу-хау антикварного бизнеса
В Ярославле сейчас насчитывается около пятидесяти скупок антиквариата. Объявления типа "покупаем старинные вещи, иконы, монеты…" можно увидеть повсюду - в газетах, на специальных стендах, на дверях подъездов. В феврале 2003 года было отменено лицензирование этого вида деятельности, и в собиратели старины подались все кому не лень. Щепетильность в этом вопросе стала необязательной, а потому краденое, которое до февраля скупщики брать все же опасались, в антикварных ЧП уравнялось в правах с законно приобретенными ценностями.
В Ярославской области, наверное, нет ни одной деревни, по которой бы не прошлась нога человека со взглядом оценщика. Эти люди разъезжают по населенным пунктам, что-то покупают, что-то берут на заметку.
Упрямых стариков и старух, не продающих свои образа ни за какие деньги, в России много. Но если в доме есть действительно ценная вещь, покоя хозяевам уже не будет. Бывает, приходят через год, через два и даже через три. При удобном случае информации дается ход: наркоманов, готовых на все ради денег, предостаточно, а получив ориентировки, они идут прямиком за заказанной вещью…
В отличие от бомб, которые, говорят, в одну воронку два раза не падают, грабители-иконники не стесняются "бомбить" повторно. Несколько дней назад второе покушение на свою икону пережила старушка из Даниловского района. Первый раз ее ограбили в 1992 году. Икону тогда нашли, бабушкиных обидчиков посадили. Прошло десять лет. Опять стук в дверь, слепую старушку даже связывать не понадобилось - просто в сторону отпихнули… Она долго плакала и крестилась, ощупывая пустой угол, где только что стояла икона.
Церквушки - что старушки
Почти так же, как одинокие старики, беззащитны церквушки в глубинке. Если городские храмы в большинстве своем оборудованы сигнализацией, то маленькие деревенские церковки и часовенки, где и служба-то бывает раз в неделю, а в приходе десяток старушек, - словно дети без присмотра: всяк обидит. Хотя и сигнализация современных воров не очень-то пугает: со специальным оборудованием да радиостанциями они имеют все шансы уйти от преследования.
- Проблема сегодня - иногородние преступные группы, - говорят ярославские милиционеры-антикварщики. - Своих мы знаем, с ними работаем. С чужими сложнее. Полноценных отделов по антиквариату у соседей нет, поэтому там все задумывается, к нам же ночью приедут, обворуют церковь, и - домой.
В прошлом году на территории Ярославской области были задержаны четыре иногородние группы иконников: костромская, ивановская, вологодская и смешанная - рыбинско-ярославская. В одном случае связанный грабителями церковный сторож успел быстро развязаться и вовремя сообщить о преступлении - у задержанных на дороге бандитов изъяли все 20 украденных икон.
Чтобы настигнуть ивановских налетчиков, пришлось и стрелять, и бегать, и плыть через реку. Задержали шестерых, один - самый опытный - ушел. Этот Евгений Долгополов находится в федеральном розыске за убийство в Ивановской области двух милиционеров на посту ГИБДД, именно с его фигурой ярославские "антикварщики" связывают прошлогоднее увеличение в области краж икон из церквей.
Ярославцы уже поймали однажды Женю - прошлой зимой в Некрасовском районе. Но не расстался Женя тогда со свободой. Адвокат "отмазал": "Да вы что, ребята, он зашел иконы посмотреть…"
Обыск у батюшки
А сколько икон исчезло из храмов благодаря их… служителям - одному Богу известно. Бывает так, что после реставрации возвращается на место икона - место старое, а икона-то совсем новая. Происходят замена из-за доверчивости и невнимательности батюшек либо…
В 1992 году, когда был организован отдел по борьбе с хищениями антиквариата, все без исключения иконостасы церквей были сняты на видео, все образа были подробно описаны. Но с тех пор краж меньше не стало.
Как таковой процедуры "сдал-принял" в церквах не существует, все на доверии. Куда такое доверие может завести?
Священник одной из костромских сельских церквей перепарвил в Москву почти все церковные иконы - якобы собирался свой храм перевезти в Чечню (!). Украденные тем батюшкой святые лики были изъяты во время обыска в хранилище одного из столичных банков.
Ярославские "антикварщики" добиваются, чтобы, по примеру светских учреждений, и в церквах была обязательной процедура приемо-сдачи ценностей. Как сказал начальник ярославского отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей Евгений Глумов, новый архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл очень жестко сейчас подходит к этому вопросу.