Пострадавших нет
Авария произошла еще в октябре прошлого года на Ленинградском шоссе.
Впереди горит красный сигнал светофора, переключается на зеленый. Снижая скорость, приближаюсь к нескольким машинам впереди, но они еще не успели набрать скорость. Педаль тормоза моментально вдавливается в пол, но куда там - про мокрый асфальт вспоминаешь в последний момент. Сзади раздается глухой удар - водитель "пятерки" не успел затормозить и догнал мое авто. При осмотре машины нарисовалась довольно мрачная картина: багажник "вошел" в салон, фары разбиты, "крыло" помято. Даже на первый взгляд ремонт "тянет" не на одну сотню долларов.
Автоинспекторы примчались минут через пять. Глядя на покореженные машины, один из них тут же спросил: "Пострадавшие есть?" Выяснив, что обошлось без жертв, да к тому же водители оказались трезвыми, инспекторы заметно успокоились. А после традиционных измерений расстояния между авто и проверки документов сотрудники ГАИ и вовсе утратили к нам интерес, предложив проследовать к стационарному посту.
Ожидание справок о ДТП и осмотр машин затянулись на несколько часов. Аварии как назло следовали одна за другой, поэтому автоинспекторы смогли оформить необходимые бумаги уже глубоким вечером. О шашлычке на уютной дачной веранде пришлось забыть надолго.
Разбор полетов
Поначалу последствия аварии показались не столь уж серьезными - мы оба были застрахованы по гражданской ответственности. При этом мой "обидчик" Саша утверждал, что застрахован еще и от ущерба. "Ну тогда тебе вообще беспокоиться нечего. И мне деньги выплатят, и твою "пятерку" починят", - утешал я парня.
Группу разбора назначили через неделю. Проделывать в законный выходной весьма неблизкий путь до одного из областных ДПС - занятие не самое приятное. Интересно, а если в следующий раз "побьешься" не в пятидесяти километрах от МКАДа, а в пятистах, схема будет той же? За эту неделю Саша успел посетить офис своей страховой компании и написать все необходимые заявления. На группе разбора "сенсации" не произошло - Александр признал свою вину и заплатил положенный штраф. Как известно, кто ехал сзади, тот и виноват. Тут же выяснилась одна неприятная деталь - форму 11, необходимую для получения страховки, на руки нам не выдали. Как объяснили автоинспекторы, работы у них слишком много, поэтому все бумаги они сами вышлют по почте в течение пяти дней.
На мое предложение заплатить дополнительную сумму, чтобы письмо было заказным, меня тут же заверили "Наши письма доходят всегда!" При этом один из офицеров как бы невзначай бросил фразу: "Если хочешь, чтобы мы все сразу оформили, плати полторы тысячи рублей. Тогда все сделаем на месте". На мой ответ: "Ребята. А я ведь в газете работаю. Все про вас напишу", инспекторы только рассмеялись. "Пиши, пиши. И про оборотней в погонах не забудь". Денег платить не хотелось, поэтому пришлось надеяться на почту.
Не угодно ли осмотреть
Известия о доставке важного документа пришлось ждать долго. Страховщики пытались успокоить: "Обычно такие письма доходят до нас недели через три, не раньше", - радостно щебетала в трубку девушка из компании "Гута страхование". Именно в этой организации был застрахован Саша. Соответственно, и деньги за своего клиента должна была выплатить она. При этом выяснилось, что надежность почтовых переводов, как и оформление бумаг, - тоже забота клиента. Напрасно ждать звонка или телеграммы - страховики предпочитают, чтобы вы сами изо дня в день терроризировали их вопросом: "Ну как, дошло?" Видимо, так им удобнее.
После аварии выяснилась еще одна интересная подробность. Страховка от ущерба, о которой говорил Саша, подразумевала ущерб людей, но не автомобиля. Кроме того, максимальная сумма выплаты по его виду страховки равнялась тысяче долларов - сумма просто смешная. А по случаям "меньше двухсот долларов" его компания просто просит не беспокоить. Разумеется, все это было указано в договоре, который, как известно, русские люди читают крайне редко, перед тем как подписать.
Через месяц форма 11 наконец попала к страховщикам. У обрадованного потерпевшего сразу же поинтересовались, "на ходу" ли автомобиль. Узнав, что "не на ходу", сотрудница страховой компании все тем же милым голосом посоветовала сделать независимую экспертизу самому. Дескать, выезд эксперта в другой конец Москвы - дело слишком хлопотное. Естественно, придется заплатить из своего кармана, но потом все возместят. Благодаря знакомым надежного эксперта удалось найти довольно быстро. Заодно пришлось научиться посылать официальные телеграммы. Отправлять вызов виновнику аварии, необходимый для подобной процедуры, пришлось опять-таки мне. Впрочем, пора уже перестать удивляться неожиданным открытиям. Еще через неделю осмотр машины наконец состоялся, после чего вооруженный кипой бумаг отправляюсь в центральный офис компании.
Граждане, не напирайте
"Гута страхование" расположилась в весьма удобном месте. Офис на Мясницкой в ста метрах от метро - звучит многообещающе. На деле оказалось, что отдел выплат, с которым в основном имеют дело пострадавшие, ютится в небольшой невзрачной комнатушке огромного министерского здания. В помещении сложно просто повернуться, не то что написать заявление. Клиентов немного, человек двадцать, но при этом возникает грандиозная давка. Половина сотрудников не знает, к кому нужно обращаться, другая половина стабильно отсутствует на рабочем месте. Добиться от менеджеров что-либо более значимое, чем "Граждане, не напирайте!" в этом хаосе было невозможно.
В конце концов удача мне улыбнулась. Девушка, юркнувшая за пустующий рабочий стол, оказалась искомым сотрудником. После долгих проволочек она даже приняла документы, но сообщила, что не хватает еще одного заявления. Оказывается, заявление на выдачу денег их клиент, то есть Саша, должен написать уже после того, как получены все бумаги от меня. Почему нельзя было написать все заявления сразу, сотрудники компании объяснять отказались. Дескать, "такие у нас правила". Разумеется, сообщить сию радостную новость Саше должен опять-таки я.
Еще через пару недель Александр смог найти время и приехать в офис. На этот раз его ждал еще один "приятный" сюрприз. Выяснилось, что существует еще и таинственная "франшиза" размером в двести долларов, которую, опять же согласно договору, он обязуется выплатить из своего кармана либо пострадавшей стороне, либо страховщику.
Получите, распишитесь
Теперь уже нервничать пришлось мне. Саша просил "разойтись" за меньшую сумму. Дескать, у него переезд, беременная жена, сломанная машина и еще много всего. Сторговались до ста пятидесяти долларов - уж слишком надоела вся эта история, да и парня понять можно.
Оставшуюся сумму и затраты на независимую экспертизу мне все-таки возместили еще через двадцать дней - срок, положенный по закону на рассмотрение дела. В итоге деньги удалось получить только спустя три месяца после аварии после множества мытарств. Спрашивается, почему именно пострадавшая сторона должна заниматься вопросом возмещения ущерба? Видимо, по принципу "кому больше надо". История с франшизой подорвала доверие к страховщикам окончательно. Какой смысл страховать машину, если в случае аварии все равно придется платить немаленькую сумму? Многие автолюбители не хотят вникать в юридические тонкости. Если уж заплатил компании, хочется верить, что она о тебе позаботится. На деле же выясняется, что люди должны сами решать любые вопросы - от момента аварии и до получения денег. Если подобные вещи происходили с добровольным страхованием, то как тогда быть с обязательным? По всей видимости, к "обязательным" клиентам компании отнесутся с еще большей прохладцей. Интересно, если представители компании не выезжают на место аварии, не желают осматривать разбитый автомобиль, не связываются сами с клиентом и пострадавшей стороной хотя бы по почте, то чем они вообще занимаются. Наверное, устанавливают правила, известные только им, и активно рекламируют свои "услуги" в средствах массовой информации.