"РГ" уже рассказывала о том, что в Ярославской области создан прецедент практического применения принятого еще в 2001 году Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Вот еще один, пока уникальный для отечественной Фемиды случай.
Почти половину прожитой жизни Юрий провел в исправительно-трудовых учреждениях. Там-то он и подцепил туберкулезную палочку Коха. Судя по всему, болезнь зашла далеко, если во время отбытия последнего срока заключения его поместили в закрытую лечебницу в городе Угличе. Там он отбывал наказание и одновременно лечился до декабря 2002 года. Когда вышел на свободу, вернулся домой - в село Погорелка, где в двухкомнатной квартире уже жили мать, брат, сестра и племянница-подросток.
В марте 2003 года у сестры родилась дочь. У медиков нет сомнений, что хронически больной туберкулезом мужчина в первую очередь представлял угрозу для здоровья новорожденного ребенка.
Как пояснил автору этих строк главный врач Рыбинского противотуберкулезного диспансера Сергей Андреев, работа с этим больным началась сразу же после его возвращения из мест лишения свободы. 13 января 2003 года он пришел в противотуберкулезный диспансер для прохождения курса лечения.
Восемьдесят больничных койко-мест никогда здесь не пустуют - в течение года врачи успевают пролечить от тяжкого недуга около трехсот человек.
Однако вместо шести месяцев необходимого лечебного курса Юрий в прошлом году провел в диспансере всего девять дней. 22 января 2003 года его выписали за систематическое нарушение режима, обязав через несколько дней повторно явиться для госпитализации, но больной от дальнейшего лечения отказался.
Все попытки врачей убедить Юрия вернуться в больницу для прохождения лечения оказались тщетными - на письма он просто не реагировал. Вот почему руководством Рыбинского противотуберкулезного диспансера было подготовлено исковое заявление в суд.
На судебное заседание в конце августа 2003 года Юрий не явился. Дело рассмотрели без него. Рыбинский городской суд обязал жителя села Погорелка пройти шестимесячный курс лечения в противотуберкулезном диспансере.
Это решение обжаловано не было и вступило в законную силу.
Однако добровольно исполнять судебное решение больной тоже не стал. Тянул до последнего дня, пока исполнительный лист не попал к судебным приставам.
Месяц назад Юрия все же уложили на больничную койку, ему предстоит лечиться не менее полугода.
Однако противотуберкулезный диспансер - это не тюремная больница. Оттуда сбежать не проблема. Однако, как мне пояснили, если пациент уйдет, от медиков последует повторный иск в суд и затем - очередное принудительное лечение. В третий раз за неуважение к суду недобросовестного больного могут отправить уже принудительно лечиться в угличскую тубзону. Оттуда не сбежишь.
Наша справка
Показатель заболеваемости туберкулезом в Рыбинске за 2003 год составил около 40 человек на 100 тысяч населения, по Ярославской области - 44 человека на 100 тысяч.
Тревожный симптом для Рыбинского муниципального округа - высокая смертность от туберкулеза, которая растет из года в год. В 2003 году она увеличилась на 75 процентов.
В этом году рыбинские медики смогли приобрести передвижной флюорограф на базе автомобиля "бычок". Он позволяет быстрее и качественнее диагностировать заболевание. Благодаря новейшей флюорографической технике уровень обследования населения удалось довести до 83 процентов.
Однако значительная часть пациентов - главным образом бывшие заключенные и бомжи - портят медицинскую статистику.