Эти цифры уже намозолили глаза и уши: "30 тысяч людей мы теряем ежегодно на дорогах!", "Два Афганистана потерь!", "Двести пятьдесят тысяч покалеченных! Это же население областного центра!" И т.п. и т. д. Каждый день в городских газетах печатаются цифры потерь, каждый месяц ГИБДД всех мастей по всей стране объявляют месячники безопасности, рейды, проверки, облавы... На все эти телодвижения тратятся многие миллиарды рублей, но каждый год наши потери на дорогах растут и растут. В прошлом году на дорогах России было убито уже более тридцати пяти тысяч человек.
"А что, мол, поделаешь, - разводят руками ответственные чины, - в России такие дороги, что..." Именно на дороги власть имущие списывают свое бессилие: мол, для хороших дорог нужны громадные деньги, которых пока нет. Так и идут годы и продолжают гибнуть и калечиться миллионы наших соотечественников.
Бедный Гоголь, если бы он знал, сколько смертей оправдывается его хлесткой фразой! А дело вовсе не в дорогах. И ученые, и психологи свидетельствуют - наоборот: чем хуже дорога, тем на ней аварий меньше. Потому что у человека есть инстинкт самосохранения: он едет внимательнее и медленнее. Да и машину жалко. Самые страшные и массовые аварии как раз происходят на скоростных магистралях. Убежден, имея нынешние дороги, Россия может стать одной из самых "низкоаварийных" стран мира. Просто для этого НИЧЕГО не делалось, поскольку цена человеческой жизни в России во все времена - копейки.
Пешеход всегда прав. Пока жив
Чтобы переломить ситуацию, необходимо произвести полную реорганизацию законодательства по безопасности дорожного движения. Первое - превратить Правила безопасности дорожного движения из подзаконного акта - почти что ведомственной инструкции - в Закон Российской Федерации.
Второе - ГАИ-ГИБДД, как во всех "цивилизованных странах", должна заниматься ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО безопасностью дорожного движения и ничем более.
Наши "верхи" страшно боятся "непопулярных мер". Но, во-первых, популярными мерами порядок в стране не навести. А, во-вторых, - для кого непопулярных? Для нарушителей? Когда речь заходит о повышении штрафов за нарушения на дорогах, на каком основании кричащие о нищих врачах, учителях и пенсионерах одним махом зачисляют миллионы этих людей в нарушители? Как раз эти самые многочисленные и малоимущие категории граждан меньше других пострадают от повышения штрафов, поскольку нарушают меньше других. Наоборот, они больше других будут благодарны властям за наведение порядка, потому что именно они больше всех страдают от бардака на дорогах.
Не нарушать - легко!
И потом - почему все "защитники простого народа" исходят из того постулата, что "не нарушать невозможно"? Те, кто ездил по Европе, да и те у нас, кто ездит с десяткой в кармане, знают, что не нарушать дорожные законы - легко и комфортно: никто тебя не подрежет, никто не рванет по "встречке", на красный, из второго ряда направо и т.п. Все прогнозируемы!
Поэтому третья необходимая мера - повышение штрафов. Причем их величина должна быть адекватна содеянному - почему у нас и "запах", и "вываливание из-за руля", и повторные "пьянки" наказываются одинаково?
Штрафы
Всем известно, что наши штрафы в разы, а то и в десятки раз меньше, чем в "цивилизованных странах" по отношению к средним зарплатам здесь и там. Разве сто рублей за проезд на красный свет это наказание? В Англии за это - 1500 долларов, во Франции - 800, в Японии - 500. Высокие штрафы за нарушения плюс неотвратимость наказания - вот рецепт дисциплины на дорогах. А то, что в наших реалиях часть штрафов осядет в карманах взяточников, дисциплину на дорогах не отменит - платить-то из своего кармана все равно.
Сто тысяч "почему"
Четвертое - ремни безопасности. Штраф за "непристегивание" - это по сути цена нашей жизни. Статистика дает поразительные цифры: из 100 погибших в ДТП непристегнутых 85 человек остались бы жить, если бы все были пристегнуты.
Расчеты
Таким образом, в России цена жизни на дороге равна нулю - предупреждение или 50 рублей штрафа. В Англии это "стоит" 770 долларов, во Франции - 150. Во всех западных фильмах даже полиция, садясь в машину, перво-наперво пристегивается. По оценкам специалистов, одна эта мера даст нам снижение погибших и покалеченных процентов на 30! Почему власть не может заставить свой народ пристегиваться ремнями в автомобиле?
Пятое - детские сиденья, которые у нас редко кто использует. А за последние четыре года в ДТП на дорогах страны погибли 11 тысяч детей. Обычные ремни для детей до 12 лет неэффективны, ребятишки из-под них выскальзывают. Западные специалисты по пассивной безопасности автомобиля имеют цифры: применение детских сидений снижает травматизм и смертность детей почти на 80 процентов! Будь у нас закон об обязательном использовании на дорогах детских сидений, почти девять тысяч ребятишек остались бы живы...
А дело было не в бобине...
Огромная доля смертей и увечий на дорогах приходится на ДТП с грузовиками и автобусами. И от этой беды есть панацея. Это - тахограф, прибор, который фиксирует практически все главные параметры работы автомобиля и его водителя: скорость в конкретное время и в конкретном месте, пройденный путь, остановки, время, проведенное водителем за рулем. В "цивилизованных странах" грузовики и автобусы вместимостью более 9 пассажиров в обязательном порядке оснащены тахографами. У нас - только "дальнобойщики", да и то только те, что выезжают за рубеж.
Процедура
Полицейскому не надо прятаться за кустом с радаром, достаточно остановить машину, задать на тахографе интересующий его параметр (скорость, например) и через секунду в его руках будет распечатка всех превышений на конкретных участках дороги - штрафуй.
С помощью тахографов проблема "Газелей", бьющихся на дорогах, была бы решена раз и навсегда. Плюс - процентов на 30-40 повысились бы налоговые поступления в бюджет от владельцев "Газелей". Сейчас сверхприбыли от нещадной, сверх всяких норм эксплуатации пассажирских "Газелей" и их водителей, идут хозяевам в карман. А тахограф покажет истинную картину.
Права есть - как научиться ездить?
Наши автошколы - позор. Ни одна из них не учит ездить более-менее сносно, все они являются посредниками для получения прав.
Ни в одной стране мира практический экзамен по вождению не длится, как у нас, 8-10 минут. Полтора-два часа как минимум! Причем придется показать свое умение не только в городской суете, но и на автобане, в сельской местности и в некоторых странах - даже в темное время суток!
Взять деньги с человека, еле научившегося передвигаться на колесах, разрешить ему выехать с правами на улицы или шоссе, чтобы убить себя или других - такое ни одному полицейскому ни одной страны мира и в голову не придет. У нас же за 400-500 долларов можно купить права вообще АНОНИМНО, не видя в глаза ни экзаменатора, ни экзаменуемого - разве это не чудовищно? Разве нельзя, если захотеть, властям навести здесь порядок раз и навсегда? Но это ж надо захотеть...
Обязательная езда с ближним светом в дневное время снизила аварийность в странах Балтии на 10 процентов - разве это мало? Все отечественные автомобили в обязательном порядке должны сходить с конвейера минимум с одной подушкой безопасности - удорожит автомобиль? Жизнь дороже.
Французы присмирели за неделю
Всем европейцам известно, что французы - самые недисциплинированные водители. До минувшего Рождества Николя Саркози был министром внутренних дел и безопасности Франции. После Рождества - стал реальным кандидатом на пост президента. А почему? Да потому, что Саркози за неделю научил французов ездить, пробив через парламент установку радаров на дорогах, чем снизил смертность на них на треть! И к тому же пролил в казну страны золотой дождь - только один радар за две недели (!) "заработал" два с половиной миллиона евро!
На обочине
То, что я предлагаю, стоит недешево. И для государства, и для нас, автомобилистов. Но ведь на кону - человеческие жизни. Если поделить число смертей и увечий на количество "транспортных средств" в стране, то равных нам в мире нет. Стыдно России такую статистику иметь.
За хрущевско-брежневские годы на дорогах страны погибли около миллиона и покалечились около шести миллионов человек. За двенадцать "демократических" лет наши трассы убили более 350 тысяч россиян.
Так не пора ли делом, наконец, заняться?