Как известно, глубинной причиной газового конфликта стали разногласия по поводу создания совместного газотранспортного предприятия на базе государственного ОАО "Белтрансгаз". Эта проблема имеет два аспекта. Первый - Россия настаивала на контрольном пакете акций будущего СП. Хотя мировой опыт убеждает, что любое национальное правительство крайне неохотно отдает в чужие руки управление таким стратегическим объектом. И тот же "Газпром" с пониманием к этому относится. К примеру, он согласился на выкуп, совместно с двумя другими европейскими компаниями, 49 процентов акций Словацкого газотранспортного предприятия, 51 процент которых остался у государства. Беларусь предложила разделить акции "Белтрансгаза" поровну.
Второй аспект проблемы - сколько же заплатить за половинный пакет акций? Напомним, изначально предложенные той и другой стороной суммы различались едва ли не в 10 раз. И многочисленные аргументы не смогли их сблизить. Так что вполне логичным видится взаимно принятое решение обратиться за советом к независимым экспертам. Примерно два месяца - оптимальный срок для выбора аудитора. Непосвященному может показаться, что это даже многовато. Однако и за таким простым на первый взгляд решением есть свои сложности. Их прокомментировал корреспонденту "СОЮЗа" первый вице-премьер белорусского правительства Владимир СЕМАШКО. "Газпром" предложил на выбор одну из трех известнейших в мире аудиторских фирм, каждая из которых, однако, имеет в Москве свое представительство. Белорусская сторона высказалась за не столь крупную, но достаточно профессиональную в нефтегазовой отрасли австрийскую фирму. Какой вариант окажется взаимоприемлемым? Ответа пока нет.
Вполне логичным видится взаимно принятое решение обратитья за советом к независимым экспертам. Примерно два месяца - оптимальный срок для выбора аудитора.
И неспециалисту понятно: за каждым из этих нюансов стоят огромные ценности. Многие в Беларуси задаются, например, вопросом: зачем вообще продавать "Белтрансгаз"? Однако именно российская сторона настояла на том, чтобы приватизировать "Белтрансгаз" и сделать его совместным предприятием. Это было непременным условием продажи Беларуси природного газа по внутрироссийским ценам. После встречи в Алма-Ате премьер-министр Беларуси заявил, что правительства наших стран намерены вмешаться в переговорный процесс хозяйствующих субъектов. "Мы надеемся, что "Газпром" и "Белтрансгаз" подпишут контракт в той редакции, которую согласуют правительства двух стран", - отметил он. Сергей Сидорский передал Виктору Христенко письмо с позицией белорусской стороны и попросил ознакомить с ним высшее российское руководство.
И хотя содержание письма, по понятным причинам, не разглашается, об основных проблемах, затронутых в нем, нетрудно догадаться. Речь, скорее всего, идет о выполнении подписанных в 1992, 1994, 2000 годах белорусско-российских договоренностей по совместному формированию тарифов, транзитного тарифа на природный газ, единой ценовой политики. "Беларусь будет настаивать, чтобы "Газпром" выполнял поручения, данные ему согласно подписанных соглашений", - заявил Сергей Сидорский.
Впрочем, на быстрое решение всех проблем уповать вряд ли стоит. Тем не менее определенная стабилизация отношений в газовой сфере налицо.
Между тем
Российская компания "Транс Нафта" и белорусский госконцерн "Белтрансгаз" подписали в минувший вторник новый контракт на экспорт газа в Беларусь. "Соглашение рассчитано на поставку 200 миллионов кубометров газа по февральской цене 46,68 доллара за 1000 кубометров", - сообщил начальник газового департамента "Транс Нафты" Денис Виноградов. По его словам, "этих объемов Беларуси хватит на 3 - 4 дня". По мнению Д. Виноградова, "Транс Нафта" готова экспортировать в Беларусь в марте 1,2 миллиарда кубометров газа, но для этого необходимо договориться о цене.
ИТАР-ТАСС.